Дмитрий Рупель, министр иностранных дел председательствующей в эти полгода в Евросоюзе Словении, встретился с главой литовского МИДа Пятрасом Вайтекунасом для того, чтобы найти компромисс и преодолеть вето Вильнюса на начало переговорного процесса между ЕС и Россией.
Из-за жесткой позиции Литвы на заседании в Люксембурге Совета ЕС по общим делам и внешним сношениям не удалось достичь консенсуса о старте переговоров с Россией по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, СПС, срок действия которого истек. Пока суд да дело автоматически продлено действие прежнего СПС.
Литва оказалась в гордом одиночестве, когда заблокировала предоставление Еврокомиссии мандата на переговоры — все остальные 26 стран поддержали идею вести диалог с Москвой, которая уже давно выражала пожелание установить между Евросоюзом и Россией отношения «стратегического партнерства».
Требования Литвы сводятся, если вкратце, к пяти пунктам, передает «Интерфакс». Первое: закрепить обязательство России соблюдать требования, предусмотренные в договоре Энергетической хартии.
Второе: возобновить поставки российской нефти по участку трубопровода «Дружба» через территорию Литвы, который с 2006 года не используется в связи с ремонтными работами.
Третье: принять декларацию об уважении «территориальной целостности» Грузии и Молдавии, «обеспечить конструктивное участие России в решении "замороженных" конфликтов» и увязывать прогресс в их урегулировании с отношениями ЕС и Москвы.
Четвертый ультиматум Литвы к Москве: принять дополнительную декларацию о правовом взаимодействии, «чтобы восстановить справедливость и обеспечить конструктивное сотрудничество России со странами Европейского союза в уголовных делах по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе и 31 июня 1991 года в Медининкай, а также в уголовных делах о пропавших без вести гражданах ЕС».
Наконец, пятое условие, выдвигаемое Литвой для начала переговоров между ЕС и Россией: обязать правопреемницу СССР возместить ущерб лицам, депортированным из «оккупированных стран Балтии».
Шансы Вильнюса добиться согласия на выполнение всех этих предварительных условий от остальных 26 стран невелики, пишет K2Kapital. Как заявил официальный представитель МИД Словении Боян Брезегар, «ни одно государство не может ожидать, что все его требования будут включены в какой-либо документ. У нас есть 27 отдельных заявлений от 27 различных государств. Надо работать над всеми, чтобы добиться компромисса».