В Китае 11 мая была официально создана первая в стране компания по производству крупных пассажирских самолетов, а вертолетостроительная компания «Ланьтянь» начала отверточную сборку вертолета Ми-17 - одного из главных предметов российского военного экспорта.
Как сообщает сегодня, 12 мая, газета «Жэньминь жибао» со ссылкой на агентство «Синьхуа», Китайская корпорация коммерческих самолетов (КККС) будет производить крупные пассажирские самолеты собственной разработки. Речь идет о лайнерах со взлетным весом свыше 100 т, рассчитанных на 150 и более пассажиров. Уставный капитал ККС составляет 19 млрд юаней ($2,7 млрд). Из них 6 млрд юаней инвестирует Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР, который стал крупнейшим акционером. Создание КККС было утверждено Госсоветом КНР в феврале 2007 г.
Между тем, как пишет сегодня газета «Ведомости», Китай вслед за истребителем Су-27 приступил к воспроизводству второго по значению экспортного товара российского авиапрома - вертолета семейства Ми-8/17. Правда, на этот раз с разрешения России. Информация о производстве Ми-171 (усовершенствованной более ранней модели Ми-8) в Китае опубликована на сайте администрации района Ухоу города Чэнду, столицы провинции Сычуань. В сообщении говорится, что чиновники администрации помогли сычуаньской вертолетостроительной компании «Ланьтянь» пройти формальности, необходимые для начала сборки вертолетов на базе расположенного в Чэнду военного ремзавода №5701. В 2008 г. планируется собрать 20 машин, проектная мощность предприятия составит 80 вертолетов в год.
Компания «Ланьтянь» уже получила заказы на 300 млн юаней ($42,8 млн), а всего продажи в 2008 г. могут достигнуть 1,6 млрд юаней ($228 млн). Китайцы планируют экспортировать машину в Пакистан и Африку, что может стать угрозой российскому экспорту, полагает источник в российском ВПК. Кроме того, при успехе китайского проекта российским заводам может не хватить комплектующих для вертолетов, опасается он.