С 1 мая закончилось действие соглашения о замораживании цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло, яйца), подписанного производителями, обещавшими не повышать отпускные цены, и ритейлерами, обязавшимися удерживать наценку до 10%.
Соглашение действовало с конца октября, все это время, по данным Минэкономразвития, «замороженные» продукты дорожали быстрее прочих: в ноябре — марте — на 14,6%, а продовольствие в целом — на 11,8%. С января до середины апреля социально значимые росли в цене почти в 1,5 раза быстрее, чем продовольствие в целом, — 11,7% и 8% соответственно. Ближе к маю о неэффективности заморозки высказались министры экономразвития Эльвира Набиуллина и сельского хозяйства Алексей Гордеев, ранее поддерживавший эту меру.
По оценкам начальника департамента Минэкономразвития Геннадия Куранова, инфляцию в I квартале почти на треть обеспечили товары, цены на которые зависят от мирового рынка. С сентября по март хлеб в российской рознице подорожал на 12%, а фьючерсы на муку (в пересчете на рубли) — на 14,6%; подсолнечное масло на внутреннем и мировом рынках — на 57,6% и 56,7% соответственно, сравнивает Оксана Осипова из Центра развития. Но мясо и молоко за этот же период подорожали в России на 6,7% и 31,9%, а на мировом рынке подешевели на 0,4% и 21% соответственно. В целом продовольствие на мировом рынке с начала года по конец апреля подорожало на 16,7% — это в два раза больше, чем в России, сравнивает Осипова: «К сентябрю мы эту разницу догоним».
После майских праздников цены на хлеб повысятся на 5-8%, утверждает президент ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктор Головачев. Топ-менеджер крупного производителя хлеба говорит, что повысил цену на нарезной батон с начала года на 10% до 12 руб., за три месяца повысит еще на 5%, пишут «Ведомости».
«Юнимилк» c 1 мая не повышал цены, говорит директор по корпоративным вопросам компании Павел Исаев. Не повысит цены и ВБД, уверяет пресс-секретарь Антон Сарайкин: «Социальные товары составляют менее 3% от нашего оборота». Цена сырого молока с осени снизилась с 15 до 10-11 руб. за литр, говорит Владимир Лабинов из Молочного союза.
Производители куриных яиц цены повышать не будут, уверяет гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. Средняя отпускная цена птицефабрик — 25,8 руб./десяток, средняя розничная — 38,5 руб., говорит она: с ноября 2007 г. цена птицефабрик выросла на 3,9%, а розничные цены с января к концу апреля, по данным Росстата, — на 9,7%.