Заметно уменьшились продажи сотовых телефонов. Участники рынка жалуются на медиаинфляцию, пассивность покупателей и активность налоговиков.
Президент «Евросети» Алексей Чуйкин говорит о росте товарных запасов в целом по рынку, а пресс-секретарь компании Очир Манджиков уточняет, что «у компании есть больший, чем обычно, запас по некоторым брендам». Представитель «Цифрограда» Татьяна Москалева говорит, что увеличение запасов компании связано с расширением ассортимента и количества единиц товара у ритейлеров
Телефоны плохо продаются, признает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По данным MRG, торговые запасы в I квартале 2008 г. выросли с 2,5 млн (нормальная для нынешнего объема рынка цифра) до 4 млн, а сейчас они составляют 6 млн.
В апреле рынок практически не почувствовал традиционного оживления перед летним сезоном, рассказывает Муртазин. Последние пять-шесть недель по продажам были самыми низкими в 2008 г., запасы сетей растут, говорит директор отдела телекоммуникаций российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов.
Муртазин считает, что в стагнации виновато «рекламное затишье»: по оценке MRG, производители и сети в 2008 г. сократили рекламные бюджеты на 40%.
Представитель производителя сотовых телефонов напоминает, что государство активно пытается регулировать розницу — недавно налоговики обвинили «Связной» и «Эльдорадо» в неуплате налогов. По его словам, в этой ситуации производители, которым сети должны по товарным кредитам, пытаются обезопасить себя и стремятся увеличить маржу, а не свою долю рынка, пишут «Ведомости». Они, в частности, опасаются вкладывать деньги в продвижение товара. Высокопоставленный источник в федеральной сети с этим согласен.
Кузнецов из Samsung говорит, что в нынешней ситуации его компания вынуждена бороться с демпингом — сети назначают низкие цены, чтобы побыстрее расплатиться по кредитам. Он надеется, что в 2008 г. продажи вырастут благодаря новым технологиям, например мобильному телевидению или появлению моделей с двумя sim-картами.