Уже не одну неделю акционеры «Евросети» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев ведут переговоры о ее продаже МТС. Наличие контролируемой розницы позволит МТС наладить более качественную продажу услуг.
По словам источника, близкого к «Системе», и партнера «Евросети», сделка может быть структурирована так. МТС с «финансовыми партнерами» создают компанию, которая выкупает контрольный пакет «Евросети»: 50% — у Артемьева (т. е. он выходит из бизнеса) и часть — у Чичваркина. У МТС в компании-покупателе не будет контрольного пакета (а следовательно, низкая рентабельность «Евросети» не испортит высокой рентабельности МТС — 29,6% по чистой прибыли в III квартале 2007 г., объясняет источник, близкий к «Системе»).
Чичваркин называет эту информацию «бредом», Артемьев — «неправдой». Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская не говорит, идут ли переговоры с «Евросетью», но напоминает, что МТС через три года планирует продавать не менее 40% контрактов через контролируемую розничную сеть.
Подготовка к привлечению в компанию стратегического либо финансового инвестора — одна из приоритетных задач, поставленных акционерами «Евросети», рассказывал «Ведомостям» в январе президент компании Алексей Чуйкин. Стратегическим инвестором мог бы стать «любой сотовый оператор или крупноформатный ритейлер в области электроники», рассуждал он тогда, оговариваясь: продажа акций стратегу — «дело достаточно отдаленного будущего», так как «акционеры и менеджмент верят в рост бизнеса компании».
Но этот рост замедляется. В 2007 г. оборот «Евросети» (с учетом принимаемых салонами платежей за связь) вырос на 21,4% до $5,61 млрд. Годом ранее рост составлял 79%, а до этого оборот удваивался. В 2006 г. рентабельность «Евросети» по чистой прибыли составляла 0,73%, а в 2008 г. вырастет до 2-2,2%, прогнозировал Чуйкин в январе. При этом долг «Евросети» на апрель 2008 г. — $840 млн. Имея долг в 6 EBITDA, логично задуматься о привлечении инвестора, говорит аналитик «Тройки диалог» Виктория Гранкина.
МТС наличие контролируемой розницы позволит наладить более качественную продажу услуг, полагает источник, близкий к «Системе». Появление у оператора 5000 дополнительных офисов продаж удобно абонентам, уверен он, ведь некоторые услуги (подключение роуминга, международного доступа, замена sim-карты) оказываются только при личной явке.