«Газпром» обсуждает новый вариант маршрута газопровода «Южный поток» из России в Евросоюз через Черное море. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заручился поддержкой президента Словении Данилы Тюрка и главы правительства страны Янеза Янши. Публичное объявление этих переговоров призвано показать Австрии, отношения «Газпрома» с которой обострились, что South Stream может обойти ее стороной.
В пятницу «Газпром» сообщил, что Алексей Миллер обсудил в Любляне с президентом и премьером Словении возможность участия этой страны в реализации проекта South Stream. Поставки российского газа в Словению, председательствующую сейчас в Евросоюзе, идут с 1978 года, но невелики. В 2007 году «Газпром экспорт» поставил в страну всего 590 млн куб. м газа.
Возможное присоединение страны к South Stream выглядит неожиданным. До сих пор считалось, что сухопутный маршрут газопровода уже сформирован: выйдя из Черного моря в Болгарии, он должен был пройти через Сербию в Венгрию, а затем в Австрию и оттуда на север Италии. Еще одна ветка должна пройти через Грецию (подписать соглашение планируется до конца апреля) на юг Италии.
Максим Шеин из ИК «Брокеркредитсервис» считает заявление господина Миллера предупреждением Австрии. Суть его заключается в том, что газопровод South Stream изменит маршрут и пройдет из России в Болгарию, Сербию и Венгрию, но затем не в Австрию, а в Словению и уже оттуда на север Италии. По информации директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, отношения «Газпрома» и австрийской OMV испортились еще в январе, сразу после подписания компаниями соглашения о сотрудничестве.
В соответствии с документом «Газпром» должен был получить 50% в Центрально-Европейском газовом хабе (австрийская торговая площадка) в Баумгартене, а также построить вместе с OMV подземные хранилища газа в Австрии и соседних с ней странах.
Однако уже спустя несколько дней стало известно, что монополия отказалась продавать газ трейдерам, зарезервировавшим мощности в Трансавстрийском газопроводе, рассказывает М.Корчемкин. По мнению эксперта, «Газпром» и OMV «просто не поделили внутренний рынок Австрии».