В четвертом квартале российские банки, сохранив темпы роста объемов выдачи кредитов физлицам, резко сократили прирост просроченных долгов. Это объясняется тем, что банки стали более активно продавать «плохие» долги коллекторам. При этом уже поглощенный коллекторами объем просроченной задолженности в 14 млрд руб. для них далеко не предел.
На 1 января 2008 года объем кредитов, выданных физическим лицам (в рублях и валюте), составил 3,2 трлн руб. По сравнению с итогами третьего квартала (2,9 трлн руб.) рост составил 0,3 трлн руб. Такой же рост наблюдался и в третьем квартале по сравнению с результатами первого полугодия. Таким образом, несмотря на сложности с привлечением средств из-за кризиса ликвидности на финансовых рынках, банки сохранили темпы выдачи кредитов.
Вместе с тем темпы прироста просроченной задолженности физлиц в четвертом квартале существенно снизились. Если на 1 июля 2007 года объем просроченных кредитов физлицам в рублях и валюте составлял 76,2 млрд руб., а на 1 октября 2007 года — 92,9 млрд руб., то на 1 января 2008 года — всего 95,5 млрд руб. Таким образом, в четвертом квартале темпы прироста просрочки по кредитам физлицам снизились больше чем в шесть раз.
То, что просроченная задолженность стала расти медленнее, аналитики объясняют мерами, принятыми банками по расчистке балансов в преддверии подведения итогов работы за год, пишут «Ведомости». По данным ЦЭА «Интерфакс», лидерами по сокращению «плохих» долгов в четвертом квартале 2007 года стали банк «Русский стандарт» (с 30,8 млрд до 26,4 млрд руб.), Юниаструм банк (с 619,6 млн до 321,9 млн руб.), ДжиИ Мани банк (с 1,2 млрд руб. до 766 млн руб.), банк "Зенит" (с 98,3 млн до 51,2 млн руб.) и ряд других кредитных организаций.
Развитие рынка купли-продажи «плохих» долгов подстегнул Банк России, выпустивший летом и осенью прошлого года сразу два положения, ужесточающих порядок создания банками резервов под «плохие» долги, вспоминает директор по развитию коллекторского агентства «Пристав» Сергей Шпетер. Вторым фактором, стимулировавшим банки к активной продаже «плохих» долгов, стал кризис ликвидности на финансовых рынках. «Чтобы поддерживать конкурентоспособное предложение для заемщиков, банкам нужны свободные средства,— говорит господин Шпетер.— Поэтому они готовы продавать "плохие" долги, чтобы вернуть хотя бы часть из ранее выданных денег для повторного запуска их в оборот».