Вчера вечером «Газпром» еще сократил поставки газа на Украину — до примерно 70 млн куб. м в сутки (по плану — 140 млн). В ответ на это «Нафтогаз» не гарантирует, что контрактный объем газа дойдет до европейских потребителей
Если Украина не решит все спорные вопросы, могут быть и еще сокращения, грозит представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, готовятся и иски. «Газпром» вынуждает прибегнуть к асимметричным действиям: «Нафтогаз Украины» не может гарантировать сохранность европейского транзита, раз есть угроза энергетической безопасности страны, ответила пресс-служба «Нафтогаза».
Причина конфликта — импортный газ, выбранный «Нафтогазом» из трубы и подземных хранилищ в январе — феврале 2008 г. Контрактов на его закупку нет, стороны теперь не могут договориться, по какой цене рассчитываться. Переговоры застопорились. Москва ждет «интенсификации усилий Украины» для разрешения проблемы.
В понедельник, когда «Газпром» на четверть сократил поставки на Украину, Евросоюз был спокоен: «Нафтогаз» заявлял, что ему минимум на месяц хватит собственных ресурсов. Вчера Еврокомиссия уже была озабочена и призывала обе стороны быстрее договориться, заявил представитель комиссии Микеле Черконе. В начале 2006 г., когда «Газпром» впервые полностью перекрыл поставки газа на Украину, пострадали Венгрия (поставки сократились на 25%) и Италия (на 24%), находящиеся на конце транзитной трубы, напоминают «Ведомости».
Сейчас «Газпром» не может полностью отключить Украину. До весны 2006 г. весь импортный газ покупал «Нафтогаз», теперь — компания «УкрГаз-Энерго» (50% — у «Нафтогаза», 50% — у RosUkrEnergo, половина которого принадлежит «Газпрому»). Ежегодные продажи «УкрГаз-Энерго» — около 50 млрд куб. м (весь газ закупается у RosUkrEnergo), из них 30 млрд куб. м покупает промышленность и другие трейдеры, 20 млрд до нынешнего конфликта поставлялись «Нафтогазу» и его «дочкам».
Конфликт вряд ли затянется, думают аналитики Deutsche Bank, но может нанести серьезный урон репутации «Газпрома» как надежного поставщика в Европу.
Читайте также: «Газпром» готов сдержать обещание, данное Украине