Почтовая рассылка кредитных карт сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банков, отмечает «Хоум кредит энд финанс банк». На конец 2007 г. на руках у россиян находилось 8,1 млн активированных револьверных кредиток. Банки могут столкнуться с наплывом клиентов, которые решат активировать свои кредитные карты.
«Спящие» карты представляют потенциальную опасность, считают аналитики «Райффайзенбанка» Константин Сорин и Михаил Никитин. В условиях, когда предложение потребкредитов сужается, а требования к заемщикам ужесточаются, некоторые из них могут активировать карту, даже если раньше им это казалось невыгодным, полагают аналитики. Если запоздалая активация станет массовым явлением, нагрузка на ликвидность банков существенно возрастет, заключают эксперты.
Особенно могут пострадать банки, активно рассылавшие карты и имеющие существенную долю неактивированных карт, пишут «Ведомости». Согласно отчетности банка «Русский стандарт» на 1 июля 2007 г. объем «спящих» лимитов по кредитным картам составлял 26,6 млрд руб., или около 33% от чистого положительного притока денежных средств в течение одного месяца (оценка Райффайзенбанка). А у «Хоум кредита» согласно отчетности на 1 октября 2007 г. объем «спящих» лимитов — 12,5 млрд руб. — и вовсе превышал его денежные поступления в течение месяца (оценка Райффайзенбанка).
Оператор справочной службы «Хоум кредита» сообщил, что кредитные карты выдаются на три года, но активировать их можно лишь в течение одного года. В службах поддержки клиентов «Ситибанка» и ВТБ24 сообщили, что ограничений на активацию кредитных карт нет: она возможна в течение двух лет после выпуска, и отказать в активации банк не может. А вот «Русский стандарт» себя обезопасил: в call-центре сообщили, что лимит кредитования определяется собственно при активации карты, причем банк вправе в ней вообще отказать.