Глава «Роснефти» Сергей Богданчиков предложил российской газовой монополии, «Газпрому», объединиться для разработки месторождения «Сахалин-3». Представители «Газпрома» предложение «Роснефти» пока не прокомментировали. Между тем Богданчиков отметил, что компании могут либо договориться между собой, либо продолжить борьбу за «Сахалин-3», «а конкуренция при продаже участков очень острая».
Российские шельфы могут разрабатывать только две госкомпании – «Газпром» и «Роснефть». И пока на Сахалине силы распределены, как известно, следующим образом: с Сахалином-1 и Сахалином-3 работает «Роснефть», а Сахалин-2 стал вотчиной «Газпрома». Права на Сахалин-4 и Сахалин-5 также принадлежат «Роснефти». В этом «счете» газовая монополия пока проигрывает, хотя и считает Сахалин зоной своих интересов.
Очень вероятно, что можно ждать экспансии Газпрома и в проекты Сахалина, считает Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ «2К Аудит – Деловые консультации». Российские компании пока не могу разрабатывать шельфы самостоятельно. Это касается прежде всего технологий, так что и без иностранного участника тоже не обойтись.
Кроме того, госкомпании могут испытывать некоторые финансовые сложности: «Роснефть» сейчас реструктурирует кредиты после покупки ЮКОСа, а у «Газпрома» и так много текущих проектов. В итоге объединение усилий может стать хорошим выходом из сложившейся ситуации. Хотя, без сомнения, это спровоцирует новые кредиты.
Сахалин-3 – самый крупный из наличных сахалинских проектов - прогнозные извлекаемые ресурсы превышают 700 млн т. нефти и 1,3 трлн. кубометров природного газа, так что «Газпром» и «Роснефть» вполне могут разделить его. Впрочем, возможен и еще один российский участник проекта – «Зарубежнефть», которая также стремится к участию в шельфовых проектах.
В любом случае, «Газпром» контролирует экспортные поставки газа, так что договариваться с монополистом «Роснефти» еще придется. Если же «Газпром» вступит в проект на начальном этапе, то многих проблем можно будет избежать в дальнейшем. Скорее всего, именно этим соображением и отчасти и обусловлено предложение Богданчикова. В конечном итоге в проекте могут принять участие все три госкомпании.