Управлять строительством и эксплуатацией федеральных, а возможно, и региональных дорог будет государственная компания, для создания которой будет принят специальный закон.
Строить и эксплуатировать госкомпания будет в первую очередь федеральные дороги, но, возможно, финансирование региональных автодорог тоже будет осуществляться через нее, сказал руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович. По оценке Росавтодора, за 2010-2015 гг. в строительство и реконструкцию 64 200 км автодорог будет вложено 9,9 трлн руб.
В этом году федеральный бюджет выделяет на строительство и ремонт дорог 251 млрд руб., на 2009 г. запланировано на 10 млрд руб. больше. 85 млрд руб. из бюджета будет направлено на семь автодорожных проектов, финансирование которых за счет инвестфонда одобрило правительство, пишут «Ведомости». Все эти деньги могут быть внесены в уставный капитал госкомпании, знает чиновник правительства. Финансируемые инвестфондом трассы будут платными и госкомпания сможет использовать платежи в качестве обеспечения по привлекаемым ею займам, в частности «дорожным облигациям», предлагает Дворкович.
Специальный закон под госкомпании может регулировать вопросы управления, накладывать ограничения на управление имуществом, запрет на приватизацию, по сути, он похож на устав компании, говорит старший юрист «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Григорий Чернышев.
Как и РЖД, дорожная корпорация сможет привлекать средства за счет создания дочерних обществ и продажи их акций, предполагает Игорь Николаев из ФБК.
Инфраструктурные (включая дорожные) облигации в мире обычно выпускают частные компании. Если в России этим займется госкорпорация, проблем у нее точно не будет, даже учитывая, что ее инвестиционные аппетиты пока неизвестны, говорит аналитик «МДМ-Банка» Михаил Галкин. «Риски крупной госкомпании всегда привлекательны для бизнеса», - отмечает эксперт.