Сотовый оператор МТС объявил закрытый тендер на продажу просроченных задолженностей своих абонентов. За девять месяцев 2007 года их задолженность перед компанией составила $60,8 млн. По оценкам экспертов, МТС может выручить за долги своих абонентов до $6 млн.
По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, сотовый оператор разослал предложения ряду банков и коллекторских агентств о продаже просроченной задолженностей абонентов. Прием заявок от банков МТС планирует завершить до 18 февраля.
По итогам третьего квартала 2007 года задолженность абонентов МТС перед оператором (резерв компании по сомнительным долгам) составляла $22,4 млн, а за девять месяцев 2007 года - $60,8 млн. По оценкам аналитика компании «АнтантаПиоглобал» Анны Крыловой, если чистая прибыль МТС за январь-сентябрь 2007 года составила $1,61 млрд, то долги абонентов компании составляют около 4%. При условии, что ставка при продаже долга составит 0,5-10%, максимальная сумма, за которую МТС сможет продать свои долги, - $6 млн.
Эксперты отмечают, что операторы связи в России еще ни разу не выставляли задолженность своих абонентов за долги. До сих пор сотовые операторы сотрудничали в области дебиторской задолженности с коллекторскими агентствами, передав, таким образом, на аутсорсинг взыскание долгов с абонентов, пишет «КоммерсантЪ».
Мнения самих коллекторов относительно целесообразности продаж долгов сотовых операторов на торгах разделились. Директор по развитию «Пристава» Сергей Шпетер считает преимуществом долговых тендеров, что сотовые компании сразу получают определенный процент от суммы задолженности - эту задолженность можно списать с баланса компании.
По мнению председателя совета директоров и управляющего партнера Morgan & Stout Димитриоса Сомовидиса, долги физических лиц перед телекоммуникационными компаниями, как правило, невелики. «Интересно покупать пакет долгов начиная от $5-10 млн, - отмечает господин Сомовидис. - Если МТС готова продавать дебиторскую задолженность по цене 0,1% от суммы задолженности, то претендентов будет много, если за 10% - то не очень».
Гендиректор коллекторского агентства «Секвойя» Елена Докучаева уверена, что чем быстрее МТС продаст просроченные долги своих абонентов, тем больше сможет выручить денег: «Вместе с увеличением возраста долга увеличиваются затраты на его взыскание и в какой-то момент эта сумма начинает превышать размер самого долга» .