До конца года планируется создать федерального оператора дорожной сети, которому до 2025 года предстоит освоить $250-300 млрд для модернизации дорог федерального значения. Оптимизировать расходы оператор может путем игры на товарных биржах. Эксперты считают это разумным, но предупреждают, что из-за огромных объемов закупок госкорпорация может сильно влиять на динамику цен на энергоносители и стройматериалы.
Протяженность российских дорог - 1,145 млн км, из них федеральные трассы - 47 тыс. км. К 2020 году протяженность последних будет удвоена. По данным Минтранса, средняя стоимость погонного километра федеральной трассы - $3,5 млн, то есть общий бюджет строительства - $164,5 млрд. Стоимость километра постоянно растет, и сейчас затраты на федеральные трассы до 2020 года оцениваются в $250-300 млрд.
Новая модель управления федеральной дорожной сетью будет создана в три этапа. До конца 2008 года будет создан федеральный оператор (госкорпорация) и начнется формирование системы частных дорожно-строительных подрядчиков.
В 2008-2012 годах произойдет формирование имущества госкорпорации путем поэтапной передачи в ее собственность участков федеральных трасс. Отношения госкорпорации с частными операторами будут строиться на основании двух типов долгосрочных отношений - концессионной модели «построй - управляй» и договора о комплексном ведении дорожного хозяйства «отремонтируй - поддерживай». Оба вида договоров подразумевают передачу под управление частных инвесторов участков автотрасс, часть из которых станут платными.
На третьем этапе вся федеральная дорожная сеть перейдет в управление госкорпорации. В связи с этим предполагается пересмотр функций Росавтодора: авторы концепции предлагают преобразовать агентство в федеральную службу, за которой будут закреплены функции надзора за эксплуатационными характеристиками дорог общего пользования (федеральных, региональных и муниципальных).
Госкорпорация может стать активным игроком на рынке товарных деривативов, приобретая фьючерсы на стройматериалы и энергоносители. Она сможет хеджировать риски, связанные с удорожанием цемента, дизельного топлива и других биржевых товаров. Таким образом, госкорпорация будет четко знать свои расходы на строительство и не будет зависеть от конъюнктуры цен на стройматериалы.