Соглашение о фиксации цен на пять продовольственных товаров обновлено: заморозка продлится еще на три месяца, однако уже на ином уровне и будет распространяться не на все товары.
Цен на хлеб (пшеничный и ржаной), молоко и кефир низкой жирности, подсолнечное масло и яйцо куриное будут заморожены до мая. Соглашение подписали Росптицесоюз, Масложировой и Молочный союзы, ВБД, «Юнимилк», X5 (сети «Пятерочка» и «Перекресток»), «Копейка», «Билла», «Гроссмарт», «Метро», «Ашан», Real, «Лента». К участникам соглашения присоединились Российский союз пекарей, Союз мукомольных и крупяных предприятий.
Теперь цены фиксируются на уровне 28 января. Перед этим производители и сети смогут повысить отпускные цены на столько, на сколько подорожали товары данной продуктовой группы в регионе.
Данные о росте цен на отдельные товары в январе Росстат еще не публиковал. За ноябрь — декабрь хлеб подорожал на 1% (за октябрь — декабрь — на 2%). Молоко и молочная продукция за два месяца стали дороже на 6,3% (16,5%), подсолнечное масло — на 3% (30,1%), яйца — на 3,1% (24,6%). Все продовольственные товары за ноябрь — декабрь подорожали на 3,5%, а с октября — на 6,9%.
В середине января чиновники предлагали зафиксировать цены без их повышения. Компании ответили, что тогда для них персонально должны стать постоянными и издержки — например, на электричество, бензин, зарплаты.
Компромисс нашелся: цены у подписантов вырастут «в соответствии с общеинфляционными процессами в стране», говорит один из участников совещания. Только подписанты повышают цены разом и одновременно, у всех остальных они растут постепенно, пишут «Ведомости».
Чем дольше продержится мораторий, тем сильнее вырастут цены после его отмены, полагает директор по корпоративным вопросам Bunge Кирилл Болматов. Минэкономразвития думает так же: инфляция в первом полугодии будет выше, чем год назад. Чтобы за год цены выросли не более чем на 8,5%, их прирост в первом полугодии не должен превысить 6,8% (год назад — 5,7%).
На заседании правительства была одобрена идея за три года перейти к таргетированию инфляции, отпустив на свободу курс рубля. Впрочем, у Центробанка есть еще задача: сейчас стабильность финансовой системы важнее, чем несколько процентных пунктов инфляции, заверил вчера банкиров первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, говорит один из участников закрытой встречи.