Контракт «Роснефти» с China National Petroleum Corporation на поставку нефти в Китай помог госкомпании оплатить «Юганскнефтегаз». Впрочем, он оказался не слишком обременительным для поставщика.
С момента подписания контракта (2005 г.) и до ноября 2007 г. формула предполагала дисконт в $3 к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки.
В среднем контрактная цена была несколько выше рыночной: средний дисконт цены нефти сорта Urals к Brent в 2005-2007 гг. составлял $3,8 за баррель. Но из-за транспортных издержек поставки «Роснефти» в Китай могли быть менее рентабельными, чем в Европу, отмечает аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. Выручка «Роснефти» по китайскому контракту с 2005 г. без стоимости доставки должна была составить $10,1 млрд, а с транспортировкой — $8,6 млрд.
Источник «Ведомостей» в «Роснефти» утверждает, что заработок компании чуть выше: реально объем поставок составил около 22 млн т, к тому же у компании есть скидка 18-20% к железнодорожному тарифу.
В ноябре 2007 г. госкомпании удалось договориться с китайцами о снижении дисконта к Brent с $3 до $2,325, утверждают источник, близкий к «Роснефти» и ее совету директоров. О том, что цена поставок в адрес CNPC в ноябре была увеличена на $0,675 за баррель, со ссылкой на источник в госкомпании сообщал «Интерфакс». В феврале «Роснефть» рассчитывает договориться с китайцами о новом увеличении цены, сообщил близкий к госкомпании источник: если переговоры пройдут удачно, дисконт к Brent уменьшится для «Роснефти» еще на $1.
Даже с учетом повышения цены «Роснефть» продолжает фиксировать упущенную выгоду и контракт с CNPC остается проблематичным, особенно в связи с переносом запуска ВСТО, констатирует аналитик УК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Впрочем, с учетом того, как остро компании нужны были деньги под покупку «Юганска», условия этого контракта с китайцами могли оказаться на порядок жестче, резюмирует он.