В прошлом году Центробанк насчитал 1 трлн руб. сомнительных операций по обналичиванию, то есть в 2,5 раза меньше, чем в 2005 г., и на 8%, чем годом ранее.
По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, а за 2005-2007 гг. на$61 млрд, до $25 млрд, снизился теневой вывоз капитала — оплата импорта без пересечения товарами российской границы.
Впервые в 2007 г. снизился объем выдачи наличных на покупку сельхозпродуктов, ценных бумаг и прочие сомнительные цели, продолжал Мельников, но не импорт сомнительных услуг. Объем подозрительных операций ЦБ оценивает по отчетности фирм и банков перед Росфинмониторингом и по банковской отчетности.
В последние годы все больше разрыв между темпом роста денежной массы и наличных денег, говорит Оксана Осипова из Центра развития, рост сбережений ускоряется, так что самое правдоподобное объяснение — снижается спрос на обналичку.
Мельников оценил стоимость обналички в декабре в 13-14%, эксперты и участники рынка — в 8-10%. Год назад было 6%, в 2003-2004 гг. — 0,5-2%, помнит Максим Миронов, исследовавший «экономику космонавтов» (однодневок).
Уменьшается и доля серых зарплат: налоговики с 2006 г. проводят работу с руководителями компаний, где платят зарплату ниже средней в регионе и в отрасли, пишут «Ведомости». Только за счет легализации зарплат сбор соцналога вырос на 18,3%, знает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Впрочем, «продолжающих атаковать банк с целью обналички меньше не стало», говорит руководитель банка, и чтобы их отвадить, приходится вводить запретительные тарифы. Стоимость обналичивания и для законопослушных фирм растет, соглашается Осипова.
Спрос на обналичку не может исчезнуть — компаниям приходится давать взятки. Корректно их не оценить, но количество коррупционных дел растет, говорит Игорь Николаев из ФБК: в первом полугодии 2007 г. — 8087, на 6,4% больше, чем в первом полугодии 2006 г.