Китайская нефтехимическая компания Sinopec планирует сократить импорт российской нефти, которую в Китай поставляет «Роснефть». Это связано с тем, что Sinopec заключила годичный контракт на поставку черного золота с трейдером J&S. В результате, поставки «Роснефти» в Китай могут быть сокращены на треть в период с мая 2008 по май 2009 года.
Учитывая, с каким трудом был подписан контракт с Sinopec, новость о сокращении объемов поставок для «Роснефти» явно неприятная, отмечает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. Переговоры о поставках велись несколько месяцев, в результате соглашение было подписано в июне прошлого года. С августа «Роснефть» обязалась поставлять Sinopec 2,5 млн тонн нефти в год. Теперь этот объем сократится почти до 1,65 млн тонн в год.
Камнем преткновения в вопросе с Sinopec стали транспортные тарифы, в результате которых итоговая стоимость российской нефти значительно увеличивалась и не устраивала китайскую компанию. После сложных переговоров «Роснефти» удалось договориться с РЖД, монгольскими и китайскими железнодорожниками о небольшом снижении транспортных тарифов, а также убедить Sinopec подписать соглашение. Однако китайской компании, судя по всему, предложили поставки по более выгодным условиям. В результате объемы поставок «Роснефти» могут быть значительно сокращены.
Российская нефть для Sinopec обходится действительно очень дорого. Только по территории России перевозка тонны обходится в 53,5 доллара. Впрочем, учитывая особые договоренности «Роснефти» с РДЖ, тариф снижен до 49 долларов за тонну. Плюс стоимость транзита по территории Монголии - еще около 850 км. Далее нефть транспортируется на юг Китая в провинцию Гуандун на НПЗ Maoming, а это еще более 2000 км. Даже учитывая, что монгольские и китайские транзитные тарифы дешевле российских, итоговая стоимость перевозки получается очень высокой.
Не исключено, что J&S также будет поставлять Sinopec российскую нефть. Уменьшения стоимости транзита J&S может добиться за счет трубопроводных поставок до границ Китая через казахстанский нефтепровод Атасу-Алашанькоу. До Атасу российская нефть может быть доставлена через трубопровод Омск-Чарджоу. Итоговое расстояние транспортировки благодаря новому маршруту увеличивается, однако за счет трубопроводных поставок, которые в разы дешевле железнодорожных, стоимость доставки нефти значительно уменьшается.