До 2010 года на строительство гаражей-автостоянок столичные власти намерены потратить около 195 млрд рублей, из которых бюджетных всего 3 млрд рублей. Остальное рассчитывается взять у инвесторов. Однако проект будет окупаться около 15 лет, считают эксперты.
В Москве к 2010 году должно быть построено 395 000 машино-мест, говорится в проекте целевой программы гаражного строительства на 2008-2010 гг., который сегодня рассматривает столичное правительство. По официальным данным, сейчас обеспеченность москвичей машино-местами составляет 47% (1,23 млн организованных машино-мест на 2,64 млн легковых автомобилей), с учетом роста автопарка примерно на 3% в год эту цифру планируется довести к 2010 г. до 56% (1,62 млн мест на 2,88 млн авто).
Реализация программы зависит от помощи инвесторов, так как из бюджета запланировано выделить лишь 3 млрд рублей. В документе указывается, что «существует проблема подбора инвесторов, так как срок окупаемости составляет от восьми до 10 лет», пишут «Ведомости».
Строительство парковок снижает рентабельность проектов, особенно торговых, где парковки бесплатные, объясняет Дмитрий Канунов из Knight Frank.
Гендиректор «Штрабаг» Александр Ортенберг говорит, что в последнее время столичные власти заставляют застройщиков предусматривать подземные парковки при строительстве: одно место на 60 кв. м в офисе и одно место на одну квартиру. Эти меры улучшат ситуацию, но в городе очень много старых зданий без парковок, указывает он.
«Во всем мире существуют отдельные платные гаражи; чтобы построить такие в Москве, необходимо переложить безумное количество коммуникаций, в итоге проект будет окупаться по 15 лет. За рубежом инвесторы готовы ждать, а российские — вряд ли», — заключает Ортенберг. По его оценке, стоимость одного машино-места в подземном гараже может достигать $70 000. Как правило, такие проекты за рубежом реализуются в партнерстве с местными властями.