Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась, уведомляют ли банки своих клиентов о предстоящем изменении расценок на операции по счетам. По мнению экспертов, если сложившаяся практика оповещения будет признана недостаточно эффективной, банкиров могут обязать рассылать каждому клиенту уведомление по почте.
До 25 февраля банки должны предоставить информацию об условиях открытия и ведения счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Прежде всего ФАС интересует, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов, содержат ли договоры обязательство банков предварительно информировать клиентов об изменении тарифов.
«Сама по себе возможность банка в одностороннем порядке изменять тарифы по счету не противозаконна, - указывает Ольга Сергеева, начальник отдела рынка банковских услуг ФАС. - Весь вопрос в эффективном способе уведомления клиентов. То, как это происходит на практике, мы и пытаемся установить».
Сами банкиры указывают, что практика одностороннего изменения тарифов на операции по счету является общеупотребительной. Однако уведомляют клиентов все по-разному: через сайт, e-mail, SMS, объявления в офисе банка, рассылка по почте.
По словам клиентов банков, наиболее часто используемый способ уведомления - размещение объявления на стенде в офисе банка.
Если в результате проводимого опроса ФАС выявит, что российские банки недостаточно эффективно уведомляют своих клиентов об изменении тарифа и тому нет веских объективных причин, следствием могут стать санкции в отношении участников рынка, пишет «КоммерсантЪ».
Критерии эффективности уведомления клиентов о смене тарифов ФАС только предстоит выработать. В Италии банки в случае изменения тарифов по счету обязаны за 30 дней до изменения расценок направить клиентам индивидуальные уведомления, а также опубликовать сообщение в правительственном вестнике.
По мнению экспертов, если ФАС признает итальянский опыт заслуживающим внедрения в России, то отечественным банкам в случае изменения тарифов придется существенно увеличить свои расходы. Сейчас самый эффективный способ уведомления - рассылку по почте - банкиры, по их собственному признанию, используют редко или не используют вовсе. «Одно письмо стоит порядка 15-20 руб., а если учесть, что только клиентов-физлиц у крупных банков сотни тысяч, то банку их уведомление по почте обойдется очень дорого», - указывает представитель крупного федерального банка.