Фирменные наименования в России впервые с 1927 г. будут регулироваться отдельным законом. Теперь компаниям запрещено использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств — как российского, так и иностранных, а также производных от них. Раньше они могли включать в название слова «Россия» и «Российская Федерация», уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось.
По новым нормам принадлежность к России смогут отражать в названии только компании, более 75% акций которых принадлежит государству. Такая планка может заставить сменить название даже «Аэрофлот — Российские авиалинии», в котором государству принадлежит лишь контрольный пакет.
«Росгосстрах» готов привести свое полное фирменное наименование — Российская государственная страховая компания — в соответствие с новыми требованиями законодательства, говорит руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков. По его мнению, проблем это не повлечет, ведь сокращенное название «Росгосстрах» и одноименный торговый знак законодательству не противоречат.
При прямом толковании положений ГК в зону риска попадают и компании, указывающие в названии на иностранное происхождение, например «Дойче банк» или British American Tobacco, считает партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич. «Учитывая креативность налоговых инспекторов, они могут посчитать производным от Германии даже слово «арийский», — сгущает краски Дмитрий Костальгин, партнер Taxadvisor.
В IV главе ГК появился и запрет на использование одинаковых названий компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью. Раньше налоговые инспекции регистрировали под одинаковым названием компании разной организационной формы — например, ООО и ЗАО — даже просто при разном ИНН, говорит Костальгин.
По данным патентного поверенного Андрея Кудакова, в России существует, например, около 400 компаний «Березка» и более 2300 организаций, содержащих это слово в названии. Теперь право сохранить названия получат те, чьи данные были занесены в Единый государственный реестр юридических лиц раньше других. «Я ожидаю шквал исков в суды от компаний-тезок», — признается Кудаков.
Как сообщил «Ведомостям» один из разработчиков IV главы ГК, нормы ГК в отношении фирменных наименований специально были сделаны жесткими, иначе их никто не стал бы соблюдать. По его мнению, строгость закона смягчается тем, что запретить «неправильное» название можно только через суд. «У компании есть возможность, например, объяснить суду, что ее название создано по иностранному праву», — объясняет разработчик.