Вчера были снижены ставки таможенной пошлины на ряд позиций стройматериалов и обнулены ставки на несколько видов цемента. Импорт цемента раньше считался практически нерентабельным, а сейчас российские производители протестуют против частичного открытия рынка.
С января 2008 года беспошлинно сроком на девять месяцев в Россию можно ввозить белый и глиноземистый цемент, используемый как материал для отделочных работ и компонент строительных смесей, а также используемый в металлургии цемент для доменных печей. Кроме того, сокращены вдвое ставки импортной пошлины на строительные блоки из облегченного бетона, черепицы, частей пола, гофрированных листов, листов для отделки крыш, пишет «КоммерсантЪ».
Принятое постановление не повредит рынку, но и не приведет к снижению дефицита цемента, считает председатель совета директоров ОАО «Сухоложскцемент» Максим Сотников. «Белый и глиноземистый цемент используется при отделочных работах, и его потребление в России крайне невелико в отличие от портландцемента, спрос на который высок в июне-августе», - поясняет господин Сотников.
По оценкам Федеральной антимонопольной службы, традиционно летом дефицит цемента составляет 10-20% от объемов производства, или около 54-109 млн тонн в июне-августе 2006 года.
Отмена ввозных пошлин на белый и глиноземистый цемент - пробный шаг, за которым последует таможенное послабление для импортеров портландцемента, надеются участники рынка. В этом случае основными импортерами могут стать Китай, где месяц назад тонна цемента стоила почти $90, и Турция, где сырье можно купить за $115 за тонну.
«Однако отмена пошлин на более востребованные марки цемента едва ли приведет к снижению цен, вокруг импортеров может оказаться целый пул перекупщиков», - сомневается заместитель гендиректора строительной компании «Трест 1991» Татьяна Пальчикова. Кроме того, по ее словам, отмена пошлин - не панацея, чтобы удешевить ввоз цемента из-за границы, необходимо увеличивать портовые мощности и усовершенствовать логистику.