Экспортная пошлина на нефть в России может вырасти до 330 долларов за тонну. Как сообщил в понедельник заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов РФ Александр Сакович, такая ставка может быть установлена с 1 февраля 2008 года.
Директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая отмечает, что повышение экспортной пошлины на нефть, судя по всему, неизбежно. Нынешние цены на нефть позволяют правительству установить рекордную ставку. При этом, если цены на нефть будут сохранятся на нынешнем уровне, нефтяные компании спокойно перенесут повышение.
Сегодня экспортная пошлина на нефть составляет 275,4 доллара за тонну. При этом российская нефть Urals торгуется у отметки 70 долларов за баррель, или около 510 долларов за тонну. Таким образом, доходы НК с тонны нефти, учитывая только экспортную пошлину, составляют, около 235 долларов. Это немного ниже средних показателей за этот год, которые составляют около 255 долларов. Однако такая доходность позволяет нефтяным компания м чувствовать себя уверенно. Для сравнения, в октябре-декабре 2006 года доходность НК с тонны нефти, учитывая только экспортную пошлину, составляла около 165 долларов.
При повышении экспортной пошлины до 330 долларов за тонну правительство может стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, который в виду больших экспортных доходов стал менее привлекателен для нефтяников. Если цены на нефть сохранятся на прежнем уровне, то с февраля экспортные доходы НК с тонны нефти упадут примерно до 180 долларов, что должно повысить предложение на внутреннем рынке, считает эксперт.
Повышение предложения немаловажно, поскольку сегодня велика вероятность значительного увеличения цен на бензин. Осенью ситуация едва не вышла из-под контроля: оптовые цены на топливо повысились настолько, что доходность розничных продавцов упала практически до нуля. Одной из причин повышения оптовых цен был дефицит сырья на внутреннем рынке. В итоге, продавцы были вынуждены повышать розничные цены на бензин.
Повышение экспортных пошлин вернет привлекательность внутреннему рынку, что должно отразиться на оптовых ценах на топливо. С повышением доходности розничных продавцов опасность скачка цен на бензин должна уменьшиться. Ожидать снижения цен на бензин с повышением экспортной пошлины на нефть не стоит, однако на рынок вернется стабильность.