Морская коллегия приняла решение о введении в России обязательного страхования морских и речных перевозок. Это связано с ноябрьскими катастрофами судов в Керченском проливе. Вероятно, речь идет об обязательном страховании ответственности судовладельцев, «морском ОСАГО». Однако большинство судовладельцев уже страхуют свою ответственность, а страховщикам, по их словам, аналог ОСАГО на море неинтересен.
К идее «морского ОСАГО» правительство пришло после катастрофы в Керченском проливе в ноябре 2007 года. Министр транспорта Игорь Левитин пояснил, что обязательное страхование могло бы позволить компаниям, пострадавшим в результате катастрофы в Керченском проливе, избежать части ущерба: «Сумма ущерба составила около 6,5 млрд руб., тогда как страховое обеспечение этого корабля - $5 млн».
Речь идет об аварии 11 ноября, наибольший вред в которой принесло судно, принадлежащее ОАО «Пароходство “Волготанкер”». Его ответственность и была застрахована на $5 млн в «Ингосстрахе».
Страховщики пришли к выводу, что рынок ожидает именно обязательного страхования ответственности судовладельцев. Новый вид страхования, по их словам, мало что изменит на рынке. По оценке главы управления страхования судов и ответственности судовладельцев «Ингосстраха» Сергея Трубицына, мировой объем премий по этому виду рисков составляет порядка $2 млрд. Из них доля основного игрока в этом сегменте на российском рынке «Ингосстраха» составляет около 0,08% (порядка $30 млн в год). «Большинство судовладельцев уже и так страхуют свою ответственность, - заявил господин Трубицын, - другое дело, что не все страхуются на необходимые лимиты».
По словам главы управления страхования водных судов страхового дома ВСК Андрея Корсунского, в его компании владельцы тоннажа внутреннего и прибрежного плавания страхуют ответственность на суммы не более $5 млн.
Новый вид мало увеличит сбор премий, считают страховщики, так как судовладельцы предпочитают страховаться у западных игроков. «Заставлять их это делать только у российских страховщиков бессмысленно, - уверен Сергей Трубицын. - Например, Приморскому речному пароходству необходим лимит ответственности в $4,5 млрд, максимум, который может дать “Ингосстрах”, - это $500 млн».
Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что новый закон не повлияет на бизнес 98% судовладельцев. «Страхование груза и ответственности перевозчиков, в том числе и причинение ущерба для окружающей среды, жестко регламентированы условиями торговых контрактов», - говорит господин Безбородов, отмечая, что практика страхования грузов в торговом мореплавании насчитывает 500-летнюю историю. Исключение составляют только северокорейские пароходства и перевозчики, зарегистрированные на Северном Кипре, которые давно внесены международными морскими властями в черные списки, пишет «КоммерсантЪ».
По словам министра Левитина, цель Минтранса - подготовить программу обязательного страхования судов до начала следующего навигационного сезона. «В первом квартале наша задача - подготовить все нормативно-правовые акты, чтобы внести их в правительство», - заявил он вчера.