По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за три года европейские консультанты и юристы увеличили персонал в России в 2,2 раза, промышленник - в 1,5. Из-за высокого насыщения рынков в Западной и Восточной Европе компании не могут расти так быстро. Однако европейцев Россия привлекает уже не дешевой рабочей силой и низкими производственными издержками, а высокой производительностью труда - почти на уровне Европы.
Низкие издержки недолго стимулировали приток инвестиций, а в последние годы зарплаты быстро росли, говорит председатель совета директоров KPMG в России Роджер Маннингс, теперь главное для инвесторов — растущий внутренний рынок. «Российский персонал усвоил методологию и требования к работе, и сейчас наш бизнес здесь так же эффективен, как в любой стране, — говорит Маннингс. — Шесть лет назад было не так».
Между тем россиян реже назначают гендиректорами и управляющими производством. Определять стратегию развития и внедрять культуру производства должны те, кому доверяет руководство материнской компании, пишут «Ведомости». «Местным менеджерам не хватает навыков стратегического управления, что важно для гендиректоров, а директоров по производству непросто найти после промышленного спада 1990-х гг.», — говорит старший консультант Neumann International Питер Форро.
Россияне по-прежнему преобладают на позициях управляющих продажами и закупками — 66-74%. Должность управляющего продажами предполагает работу с людьми, нужно знать местный менталитет, рассуждает председатель комитета АЕБ Владимир Исмаилов. Консультанты. Одну из руководящих позиций в представительстве Indesit Company в Британии занимает русский менеджер, говорит директор представительства в России Нил Тунстолл. Только каждый четвертый из нанимаемых на эти позиции менеджеров — экспат, говорит партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group Антон Стороженко. У Tetra Pak — наоборот: в российском отделении гендиректор с 2002 г. — Игорь Акимов, а коммерческий директор — Винфред Мюленг.