В течение недели «Транснефть» планирует уточнить сроки строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). По словам вице-президента компании Михаила Баркова, заявление президента «Транснефти» Николая Токарева о возможной задержке на 3-4 месяца реализации первой очереди ВСТО является уже устоявшейся позицией, «которая практически неизбежна».
«Есть отставания по подрядчикам, есть проблемы, связанные с климатическими условиями, рельефа, грунта, природными и организационными аспектами», - пояснил он.
М.Барков также добавил, что в настоящее время «идет работа по просчету и выявлению обстоятельств, которые необходимо будет проанализировать, чтобы дать соответствующие выкладки для вышестоящих инстанций».
22 ноября правление «Транснефти» констатировало, что отставание строительно-монтажных работ от намеченного графика наблюдается на трети трассы ВСТО. Между тем, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко недавно заявлял, что правительство пока не планирует пересматривать сетевой график строительства первой фазы ВСТО, по которому ввод системы запланирован на конец 2008 года.
Между тем, Минпромэнерго не смогло выполнить поручение правительства о подготовке к III кварталу 2007 года схемы грузопотоков первого этапа эксплуатации ВСТО. Отсутствие схемы грузопотоков, которая, как ожидается, теперь будет готова в начале следующего года, не позволяет Федеральной службе по тарифам (ФСТ) выполнить другое поручение правительства – о разработке до 15 декабря тарифа на прокачку нефти по первой нитке ВСТО.
По словам В.Христенко, разработка схемы грузопотоков осложняется тем, что она включает в себя два этапа. Первый этап предусматривает, что нефть с Талакана и Ванкора пойдет в западном направлении еще до завершения строительства ВСТО. Схема второго этапа рассчитывается на основании уже готового трубопроводного участка Тайшет-Сковородино и нефтеналивного терминала.
Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки нефти Сибирских месторождений на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа. На первом предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область)-Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн тонн нефти в год, передает «Интерфакс». На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино-побережье Тихого океана. Планируется, что в случае строительства ответвления на Китай в этом направлении будет поставляться 30 млн тонн в год, по маршруту Сковородино-Тихий океан - 50 млн тонн.
Правительство РФ 20 июля поручило ФСТ, Минпромэнерго, Минэкономразвития до 15 декабря представить оценку размера тарифа первого этапа ВСТО. Изначально тариф на прокачку планировался на уровне $38,8, исходя из стоимости проекта ВСТО в $6,65 млрд по состоянию на 2004 год. Однако по состоянию на 2006 год стоимость проекта оценена уже в $11,3 млрд.
Действующий тогда министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что предельный уровень тарифа на прокачку одной тонны нефти по ВСТО для нефтяных компаний может быть на уровне $50.