Специалисты считают, что при принятии трехлетнего бюджета правительство было слишком скромно в оценках доходов. По подсчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, поступления в бюджет в 2008 г. будут выше почти на 1,2 трлн руб.
По причине инфляции номинальный ВВП 2008 г. будет выше заложенного в законе о бюджете (35 трлн руб.) на 9%. Еще одним фактором выступает рост цен на нефть. Вчера баррель нефти марки Urals продавался за $88,87 (на 19:55 мск). Рабочий прогноз Минэкономразвития на 2008 г. существенно ниже - $74, но и эта оценка выше цены нефти, на основе которой планировался бюджет - $53.
По словам Гурвича, источниками дополнительных поступлений в казну станут также рост импорта и зарплат, а негативным фактором - падение курса доллара. Доходы бюджета повысятся примерно на 1180 млрд руб. Из этих доходов нефтегазовые (НДПИ и экспортная пошлина) - 920 млрд (по бюджету-2008 все доходы — 6644 млрд, нефтегазовые — 2383 млрд), пишут «Ведомости».
Минэкономразвития может изменить свою оценку стоимости нефти, предупреждает сотрудник ведомства: вскоре будет дан официальный прогноз на следующий год. По мнению аналитика УК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, консервативный прогноз среднегодовой цены - $70.
Впрочем, правительство не должно рассчитывать на все дополнительные поступления. С 2008 г. нефтегазовые доходы изолированы от бюджета, в бюджет следующего года запланировано перевести 2135 млрд руб. Трансферт определялся как 6,1% ВВП, его автоматической зависимости от величины нефтегазовых поступлений нет, говорит Гурвич: идея в том, что трансферт нельзя увеличивать при изменении конъюнктурных цен.
Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова говорит, что размер трансферта - условная цифра. Его увеличение может иметь как негативные, так и позитивные последствия для экономики - в зависимости от состояния ликвидности и инфляции. Трансферт может быть увеличен, но 6,1% ВВП он превысить не должен, говорит сотрудник Минэкономразвития.
Вырастут и ненефтегазовые доходы. Еще останутся деньги, не потраченные бюджетополучателями в этом году. Как следует из материалов ко вчерашнему заседанию правительства, расходные обязательства будут исполнены на 90,7% (5921 млрд руб.).
Замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков считает, что дополнительные доходы стоило бы направить на налоговую реформу и снижение нагрузки: деньги нужны на реформирование системы налоговых органов, снижение НДС, нормализацию процедуры его возмещения, более стимулирующую капвложения амортизационную политику, возможно, - введение единой ставки налога на прибыль в 20%.
Может возникнуть соблазн направить допдоходы госкорпорациям или на прямые инвестиции в экономику, полагает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Деньги же нужны на дополнительное медицинское страхование пенсионеров, программы по обучению и трудоустройству инвалидов, поддержку пенсионной реформы, отмечает он: не путем увеличения пенсий, а путем роста государственного софинансирования пенсионных накоплений, в первую очередь работающим пенсионерам и молодым.
В действительности допдоходы могут стать источником социальных вливаний или пойти на инициативы по популяризации преемника, говорит политолог Дмитрий Бадовский: на ЖКХ, на демографические программы, на новые госкорпорации, на региональные программы.