Схема грузопотоков первого этапа эксплуатации нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан пока не готова. Однако, по словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, она будет разработана «если не в этом году, то в первые месяцы следующего года». В связи со сложившейся ситуацией не будет выполнено поручение, данное Федеральной службе по тарифам, предоставить до 15 декабря текущего года предложения по тарифу прокачки нефти по ВСТО.
По мнению аналитиков, причиной задержки с утверждением схемы грузопотоков ВСТО, ориентированного на поставку восточносибирской нефти в страны АТР и США, является отсутствие внятной экономики проекта по тарифам и ценам.
«Порт не строится, тарифы неизвестны, все дорожает, с ростом цен стало выгоднее экспортировать нефтепродукты, а не сырую нефть, поэтому не все компании рвутся заполнить эту трубу», - полагает Валерий Нестеров, аналитик УК «Тройка Диалог». График строительства ВСТО и первоначальная оценка проекта, по словам специалиста, были «очень оптимистичными», однако, учитывая большое значение проекта для развития Дальневосточного региона, «государство сделает все возможное, чтобы он не стал долгостроем».
В «Роснефти» и ТНК-ВР, на нефть которых в первую очередь рассчитан ВСТО, заявили, что не видят проблем с реализацией проекта и готовы в нем участвовать на прежних условиях в соответствии с утвержденными планами. В компаниях, однако, отказались назвать приемлемый уровень тарифов и цен, при которых экспорт нефти в восточном направлении был бы более интересен компаниям, чем поставки на Запад. «Цену будет определять рынок», - заявили в «Роснефти».
«Реальные транспортные издержки там будут в четыре-шесть раз выше, чем при экспорте из той же Западной Сибири в западном направлении», - заявил «Коммерсанту» Михаил Крутихин из Rus Energy. По его словам, от Западной Сибири до Тайшета «Транснефть» обещает прокачивать нефть по $11 за тонну, затем от Тайшета - по $38, далее РЖД требуют не менее $50 за тонну, чтобы от Сковородина доставить нефть до побережья Японского моря.
При этом цена $38 - это при оценке проекта в $6 млрд, напомнил экперт, отметив, что тариф на прокачку уже тогда был занижен, а сейчас проект оценивается более чем в $13 млрд.
«Я не могу себе представить, чтобы какая-то российская компания реально оплачивала транспортировку в восточном направлении по таким чудовищным тарифам. Да, предлагают сделать этот тариф сетевым, но раскидать такую сумму по всем экспортерам нефти - это безумие. Либо правительство будет субсидировать тарифы ВСТО, либо будет достигнуто еще какое-то решение, но это будет не экономический, а чисто политический выход из ситуации», - говорит аналитик.