Для привлечения новых клиентов банки создают все более сложные финансовые продукты. Ранее они предлагали срочные вклады с повышенной ставкой с условием вложений соизмеримой суммы в паевые фонды. Расширяя возможности инвесторов, Ситибанк предложил одновременно вкладывать средства и в облигации. Впрочем, российские банки сулят высокие ставки по депозитам и без такой сложной комбинации.
В условиях конкурентного рынка, когда им важно привлечь больше клиентов, они стремятся заработать на комиссионных, которые клиенты платят за дополнительные услуги. За последний год у банков появилось большое число совместных продуктов с управляющими компаниями. «КоммерсантЪ» пишет, что банк предлагает клиенту краткосрочный депозит (как правило, до шести месяцев) по повышенной ставке (10-12% годовых). Одновременно от вкладчика требуется купить паи паевого фонда соответствующей управляющей компании на сумму не меньшую, чем размер депозита.
Для потенциальных клиентов депозит более понятен, но срок его невелик. После окончания возобновить депозит можно, лишь повторив операцию, то есть вложив в паевой фонд аналогичную сумму. Между тем, стоимость пая за короткое время может и не вырасти. В этом случае у инвестора не будет повода его погашать.
Кроме того, как правило, через короткий срок пай погашается со скидкой, что заставляет инвестора не спешить с таким решением. Также вкладчик получает начальное представление о паевых фондах на фондовом рынке. «Данная услуга призвана увеличить число как вкладчиков банка, так и пайщиков», - отмечает исполнительный директор компании «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева. При росте рынка частные инвесторы получают продукт, позволяющий существенно увеличить свои сбережения.
Ситибанк предлагал подобные продукты уже два года. Причем распространяет паи ПИФов сторонних компаний. С ноября банк предложил клиентам вкладывать средства не только в паевые фонды, но и в облигации. При этом он, выступая в качестве брокера, покупает облигации в соответствии с рекомендациями вкладчика, поясняет начальник отдела развития инвестиционных и банковских продуктов Ситибанка Юлия Данилина.
Впрочем, эксперты предостерегают, что ликвидность долгового рынка в настоящее время чрезвычайно низкая. Разница между ценами предложения и покупки выше, чем она была еще летом этого года. Аналитик ИБ «ТРАСТ» Павел Пикулев говорит, что инвесторы не хотят продавать облигации по текущим «слабым» котировкам и фиксировать низкий уровень прибыли. При этом цены, по которым они хотят продать, не устраивают покупателей.
Специалисты считают, что поскольку Ситибанк сам активно торгует облигациями, то клиентам наверняка будут предлагать имеющиеся у него бумаги. «Нормальным биржевым объемом является покупка от 1 тыс. бумаг, - утверждает портфельный управляющий компании “ДВС Инвестмент” Дмитрий Дудкин. - Только при таких объемах можно договориться о лучшей цене на бумагу в диапазоне между продажей и покупкой».
Для того, чтобы заинтересовать клиентов при слабой конъюнктуре фондового рынка, в Ситибанке предлагают несколько вариантов программы, которые отличаются по срокам депозитов и ставке. По словам Юлии Данилиной, при максимальном сроке программы, составляющем 250 дней, доходность вклада составит 9% годовых, доходность при минимальном сроке инвестирования (33 дня) равна 7% годовых.
По мнению члена правления Райффайзенбанка Романа Воробьева, на данном этапе «новые продукты едва ли смогут составить значимую долю в портфеле депозитов. Кроме того, нужно вкладывать дополнительные средства в маркетинг и обучение персонала, оценить которые достаточно сложно». Для начала следует понять, степень востребованности у инвесторов, говорит Воробьев. Новое предложение может не окупиться, поэтому банк не хочет рисковать.