Производительность труда в России показывает неплохие результаты, повышаясь прежде всего за счет входа на рынок новых фирм. Однако темп обновления компаний в стране намного ниже, чем в мире, а конкуренция низка. По расчетам Всемирного банка, это может замедлить рост производительности труда.
Вчера ВБ опубликовал доклад, в котором, анализируя российскую экономику, отметил, что после кризиса производительность труда быстро росла во всех секторах: в сельском хозяйстве - на 4,4% в год, в обрабатывающей промышленности - на 4,7%, в сфере услуг - на 6,4%. Рост обеспечили три фактора: рост производительности внутри фирм, перераспределение трудовых ресурсов среди существующих компаний, а также вход новых фирм на рынок и выход с него несостоятельных игроков.
Как оказалось, недавно созданные фирмы работают лучше – их производительность в среднем на 40% выше, чем у давно работающих фирм. Однако их слишком мало. В России в 1998-2004 гг. среди предприятий, занятых в обрабатывающей промышленности, ежегодно было лишь 5% новых, столько же уходило с рынка. А например, в Мексике эти показатели порядка 15% и 10% соответственно, в Венгрии - 15% и 5%, на Тайване - 35% и 40%, а в Корее - 25% и 55%, пишут «Ведомости».
Низкий уровень сменяемости фирм в России свидетельствует о слабой конкуренции, категоричен ВБ. Появившиеся фирмы не стимулируют остальных работать лучше, так как «старожилы» не боятся конкуренции со стороны новичков. Госкомпании работают гораздо лучше частных, что свидетельствует о доминировании госсектора в самых высокопроизводительных отраслях.
Фирмы-новички выходят на рынок с более совершенными технологиями и организацией производства, поэтому и более эффективны, отмечает профессор экономфака МГУ Виталий Тамбовцев. Причина их малой численности - в административных, а не экономических барьерах, говорит он.
Те, кому удается создать промышленную компанию, сталкиваются с бюрократическими издержками, говорит профессор экономфака МГУ Виталий Тамбовцев. Для строительства нового завода нужно около 20 согласований, а процедура занимает до двух лет - бизнесу проще переключиться на менее ресурсоемкую деятельность, например торговлю и услуги, отмечает директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев.
По мнению Тамбовцева, более высокая эффективность госкомпаний связана с тем, что «внутри системы жить легче». Валерий Миронов из Центра развития не согласен: сравнивать госкорпорации с частными некорректно. Частные предприятия в большинстве своем — сотня-две работников, а государственные - от нескольких тысяч. Крупные предприятия могут экономить на масштабе – отсюда их эффективность.