Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов заявил, что готовятся изменения в положении о лицензировании регистраторов. Среди регистраторов, выполняющих «очень важную социальную функцию учета прав собственности», есть некоторые участники, которые «втягиваются в корпоративные конфликты и войны», и задача ФСФР состоит в очищении финансового рынка от такого рода организаций.
Последняя громкая история с регистратором - конфликт PPF Investments и «Ингосстраха», в котором чешская сторона обвинила Межрегиональный регистраторский центр в незаконных действиях по сопровождению собрания акционеров страховщика.
Новые требования к регистраторам, по словам Миловидова, будут вводиться поэтапно. Повышение минимального размера собственного капитала введут в действие уже с 1 января 2008 года, с 30 млн до 60 млн руб. Кроме того, ФСФР намерена ужесточить требования к страхованию профессиональной ответственности регистраторов, пишет «КоммерсантЪ». «Сейчас эти составляющие - величина собственного капитала и объем страхования профессиональной ответственности никоим образом не связаны. Но собственный капитал необходим для удовлетворения претензий к регистратору, и страхование профответственности направлено на ту же цель. Именно поэтому мы и собираемся объединить эти составляющие», - пояснил Миловидов.
Помимо этого, будет введено по техническому оснащению регистраторов для защиты данных о клиентах и ускорения расчетов. Каждый регистратор должен будет наладить систему электронного взаимодействия с депозитариями, что должно позволить проводить операции по сбору и приему поручений более оперативно.
Большинство регистраторов не используют систему электронного документооборота, говорят участники рынка. «Сейчас большинство компаний работает по доэлектронной схеме: курьер, на которого оформлена доверенность, приезжает с бумажным документом, отдает его на обработку регистратору или депозитарию, а затем возвращает результат исполнения поручения клиенту», - говорит замгендиректора регистратора Р.О.С.Т. Татьяна Бурлакова. В самом лучшем случае проведение такой операции занимало три часа. Массовый переход на электронную систему, по мнению госпожи Бурлаковой, сократит процесс учета и обработки документов до 15-20 минут.
Установка такого оборудования выльется в значительную сумму, считают эксперты. «Для перехода на электронный документооборот необходимы адаптация специального программного обеспечения, переход на высокоскоростные каналы связи, введение систем защиты и распознавания электронной подписи», - отмечает гендиректор регистратора «Никойл» Максим Калинин. Приобретение аппаратуры потребует затрат до $100 тыс. «Для поддержания системы регистраторам придется либо привлекать сторонних IT-специалистов, либо повышать зарплату уже имеющимся сотрудникам. Очевидно, что бизнес небольших компаний в таком случае станет убыточным», - констатирует председатель совета директоров Объединенной депозитарной компании Александр Гордон.
В ФСФР также признают, что новые меры спровоцируют сокращение числа регистраторов. «Для небольших регистраторов или для тех, которые используются в различных схемах, никакие технические системы не нужны. Для них это будет лишняя трата средств. Поэтому в перспективе мы ожидаем укрупнения регистраторов и сокращения их числа», - резюмирует господин Миловидов.