Письмо, направленное 8 ноября премьеру Виктору Зубкову председателем совета директоров «АвтоВАЗа» и гендиректором «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым о проблемах с введением стандарта «Евро-3», было в тот же день получено и зарегистрировано.
Борис Алешин, президент «АвтоВАЗа», отмечает, что хотя компания готова к переводу с 1 января своего стандарта на «Евро-3», однако он не согласен с тем, что «введение «Евро-3» должно ложиться на плечи потребителя». Токсичность или экологичность машины - не потребительское свойство, так что повышать цену, тем более на самые дешевые машины, рассчитанные на небогатых людей, по его словам, невозможно. Дополнительные затраты снижая их прибыль производителей, а она могла бы быть направлена на разработку новых моделей.
Везде введение экологических норм компенсировалось государством: при введении стандарта «Евро-4» в Германии покупателям давали налоговую льготу в 307-614 евро в зависимости от типа двигателя, а в Бельгии проводилась прямая дотация покупателям более экологичных машин (3% от розничной цены, но не более 850 евро), напоминает Алешин.
«АвтоВАЗ» предлагает перенять европейский опыт. Чемезов предложил Зубкову разработать необходимы меры по снижению транспортного налога для покупателей более экологичных автомобилей и предоставлению им бюджетных субсидий, пишут «Ведомости». За пять лет транспортный налог должен уменьшиться более чем наполовину, считает Алешин. Это должно случиться одновременно с введением «Евро-3», а значит, введение стандарта может быть отсрочено.
Если это реализуется, «АвтоВАЗ» сможет удержать рынок, полагает аналитик Deutsche Bank Елена Сахнова. В противном случае к 2009 г. его доля может сократиться до 20%. Меры по стимулированию потребителей на покупку экологичных автомобилей действительно нужны, замечает эксперт по автопрому A. T. Kearney Евгений Богданов. Renault с нового года начнет выпускать Logan в России с двигателем «Евро-3» и машина не подорожает, обещает представитель Renault Оксана Назарова.