Согласно расчетам исследовательского центра «Кортес», за последнюю неделю в России оптовые цены на топливо в среднем увеличились на 1,7%. С конца сентября дизельное топливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 - на 4%, А-92 - на 8,6% и А-95 - на 5,8%. На свободном рынке товара практически нет, отмечает аналитик «Кортеса» Людмила Лурье.
По словам владельца одной из независимых сетей АЗС, ситуация на рынке угрожающая. «Высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем - в минус», - говорит он. При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки, пишут «Ведомости». «Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей», - возмущен владелец сети АЗС. Это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев, уверен он. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно - на 1,5-2 руб./л - поднимать цены, либо закрывать АЗС.
Геннадий Красовский, представитель ЛУКОЙЛа, уверяет, что «никто никого с рынка выдавливать не собирается», но высококачественного топлива действительно не хватает. За 10 месяцев россияне приобрели 1,1 млн иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил, рассуждает он. Если пять лет назад лукойловская заправка продавала в среднем 5 т топлива в сутки, то сейчас - уже 8 т. «Надеюсь, что государство найдет способ обуздать оптовые цены, - говорит президент МТА Евгений Аркуша. - Тогда и розничные расти не будут, и разговоры о переделе рынка прекратятся».
По данным Росстата, за неделю организации оптовой торговли сократили продажу бензина на 6,7%, его запасы уменьшились на 4,2%. Продажи бензина марки А-76 сократились на 15,8% (запасы остались на уровне предыдущей недели), продажи А-92 снизились на 2,3%, а его запасы уменьшились на 7,2%.