По мнению первого ЦБ Алексея Улюкаева, в следующем году можно добиться снижения инфляции с помощью последовательного таргетирования инфляции (управление валютным курсом с помощью процентных ставок), контроля над денежным предложением, отслеживания бюджетных рисков и антимонопольной политики. Эксперты считают, что с помощью этого механизма у ЦБ будет больше шансов справиться с инфляцией, чем сейчас, но в то же время он будет нести практически единоличную ответственность за инфляцию. Сейчас за ее сдерживание в разной степени отвечают и МЭРТ с Минфином.
Использование механизма инфляционного таргетирования начнется уже в 2008 году, говорит Улюкаев. Сейчас ставки регулятора не оказывают значимого влияния на стоимость национальной валюты. Пока ЦБ осуществляет кредитно-денежную политику, регулируя номинальный курс рубля, пишет «Время новостей». С введением таргетирования управление инфляцией станет основной задачей для ЦБ. Пока он пытается сдержать цены и одновременно не допустить сильного укрепления рубля, что противоречит друг другу. Выполняя одну из этих задач, ЦБ жертвовал другой.
Улюкаев отмечает, что переход к инфляционному таргетированию даст ЦБ больше свободы в курсообразовании, то есть постепенно регулятор перейдет к политике «свободного плавания» рубля. «Роль ЦБ здесь снижается, - констатирует Алексей Улюкаев. - В скором времени мы придем к инфляционному таргетированию на среднесрочную перспективу, которая составляет три-пять лет».
Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank полагает, что таргетирование инфляции может привести к более быстрому, чем сейчас, укреплению рубля к другим валютам. «Этому будут способствовать высокие цены на нефть и большой приток капитала в страну, а ЦБ, соответственно, не станет так же активно, как ранее, сдерживать рост курса рубля. Хотя для достижения параметров по инфляции, безусловно, переход к таргетированию - это позитивное решение», - говорит специалист.
Начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов отмечает, что ЦБ постепенно увеличивает влияние своих ставок на стоимость денег, использует различные механизмы для рефинансирования. «Все это также определяет переход к инфляционному таргетированию», - считает он.