Выпуск трехлетних облигаций банка «Тинькофф», предложенный инвесторам 23 октября по рекордной ставке в 18%, завершил свое размещение. За десять дней инвесторы приобрели бумаги на сумму, немного превышающую 1 млрд рублей – 67% от общего объема выпуска.
Управляющий портфелем облигаций НОМОС-Банка Иван Гуминов полагает, что «недоразмещение корпоративных долговых бумаг – явление на рынке крайне редкое. В основном это происходит среди субфедеральных эмитентов, которым рыночная конъюнктура часто не позволяет разместить выпуск по желаемой ставке».
По мнению экспертов, размещение банка могли спасти лишь организаторы выпуска. Михаил Галкин, начальник отдела анализа рынка облигаций «МДМ-Банка», говорит, что даже если корпоративный эмитент не может разместить весь выпуск, обычно « разница между рыночным спросом и объемом эмиссии напрямую или косвенно приобретается самим заемщиком и/или организатором, поэтому формально выпуски размещаются полностью ».
Сам организатор выпуска, Deutsche Bank, остался доволен результатами размещения. «Считаю это размещение очень удачным. Поскольку это первый выпуск эмитента, находящегося в начале своего развития и не имеющего подтвержденной кредитной истории и значительных финансовых показателей», - сказал Вадим Мартыненко, начальник отдела продаж инструментов с фиксированной доходностью Deutsche Bank. По его словам, основными приобретателями бумаг стали управляющие и страховые компании.
Многие специалисты заявляют, что экономического смысла в приобретении облигаций ТКС нет: риски эмитента выше предложенной доходности. «Важным фактором является финансовое положение эмитента, - говорит первый заместитель компании «ВТБ управление активами» Наталия Плугарь. - Если оно вызывает много вопросов, бумаги покупать смысла нет».
С ней согласен представитель иностранной управляющей компании, пишет «КоммерсантЪ». «Для того чтобы заинтересовать управляющего, эмитент должен соответствовать ряду требований, среди которых прозрачность и кредитное качество, - говорит он. - У ТКФ на сегодня есть только лицензия».
Эксперты допускают, что основным приобретателем части выпуска мог быть сам эмитент или дружественная с банком управляющая компания. «Сложно представить, что ТКС вместе с организаторами выпуска удалось найти больший объем дополнительного спроса на облигации, который мы видели в первый день размещения», - полагает Михаил Галкин. Вероятно, часть проданных облигаций ТКС купил на собственный баланс для того, чтобы в будущем по возможности продать их обратно в рынок, замечает аналитик. Он уверен, что, будучи свободным в определении цены облигаций, ТКС сможет впоследствии разместить бумаги с доходностью, отличной от той, что сложилась при размещении.