Уступающая Великобритании, Германии и Франции Россия, однако является самой богатой в группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и находится «ближе к Европе» по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, пишут аналитики Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов в исследовании «Россия: широчайший потребительский рынок Европы». Ожидается, что в следующем году этот показатель в стране достигнет $15 000, или около 45% уровня стран ЕС.
По данным Бонда, на 5 млн в год растет число россиян, ежемесячно располагающих свободным доходом (после платежей за жилье, транспорт, здоровье и образование) в $350. Доля расходов на дорогие товары, отдых, развлечения к 2010 г. возрастет до 28% против 21% в 2005 г., обещает Кузнецов.
Идет постоянное сокращение тех, кому хватает средств лишь на еду, а количество граждан, которым хватает заработной платы на повседневные нужды, за 2002-2006 гг. возросло с 22% до 29%, говорит Людмила Беляева из Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН.
По оценкам Минэкономразвития, в ближайшие три года реальные располагаемые доходы населения будут расти на 7,9-10% в год. Вследствие этого увеличится спрос на товары на 20-30% в год, что обещает быстрый рост многим рынкам - от автомобилей и компьютеров до соков и пива, считают авторы исследования.
В прошлом году Россия занимала первое место в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, второе после Германии - по продажам пива, четвертое по автомобилям, перечисляет Бонд. В 2008 г. продажи превысят показатели европейских стран на всех рынках, кроме автомобильного, а к 2011 г. и на этом рынке Россия будет первой, пишут «Ведомости».
По прогнозам Минэкономразвития, за четыре года товарооборот розницы в стране возрастет на 76,4% - до 18,7 трлн руб. Эксперты ACNielsen считают, что к 2025 г. потребительский рынок России станет самым крупным в Европе и в стоимостном выражении.
Однако ложкой дегтя может стать дефицит банковской ликвидности, замедляющий рост потребительского кредитования, отмечает экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.