Голландская газовая компания Gasunie намерена участвовать в строительстве самого дорогого газопровода в Европе, создаваемого по инициативе России. В Кремле в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде должно быть подписано соглашение о вхождении голландской газовой компании Gasunie в проект Nord Stream. Эксперты считают, что сотрудничество с голландцами поможет «Газпрому» в решении политических проблем, вставших на пути реализации проекта.
Изначально проект Nord Stream, появившийся в конце 1990-х гг., предусматривал строительство газопровода для Северной Европы и Британии и назывался Северо-Европейским газопроводом (СЕГ). Позднее о нем забыли по причине того, что внимание отвлек «Голубой поток» - труба по дну Черного моря из России в Турцию, ставшая для «Газпрома» основным проектом в начале 2000-х гг. Однако в сентябре 2005 г. о проекте вспомнили. «Газпром», BASF и E.ON в присутствии Владимира Путина и тогдашнего канцлера Германии Герхарда Шредера подписали соглашение о строительстве СЕГ. Как сообщает Rb.ru, необходимость строительства газопровода Nord Stream обосновывается растущим дефицитом энергоресурсов в Европе: в 2015 г. она должна будет импортировать 75% природного газа, тогда как сейчас импортирует примерно 60%.
Одно из достоинств Nord Stream заключается в том, что он должен быть проложен в обход проблемных для «Газпрома» Украины и Белоруссии, позволяющих себе несанкционированный отбор газа. Значительная часть СЕГ пройдет по дну Балтийского моря.
Однако категорически против Nord Stream выступили прибалтийские страны, в том числе Эстония и Польша, с которыми у России в последнее время сложились натянутые отношения. В начале ноября провести дополнительную экологическую экспертизу газопровода потребовала еще и Швеция.
Эксперты полагают, что вхождение в проект Gasunie должно нейтрализовать, по крайней мере, часть возникших проблем: голландская компания может ускорить процесс получения необходимых разрешений. Кроме того, возможно, «Газпрому» предложат участвовать во внутриевропейских инфраструктурных проектах, куда Евросоюз крайне неохотно пускает российский концерн.