За продолжением октябрьского роста цен на нефть увеличился экспорт российской нефти. Так, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК, в прошлом месяце он возрос на 5,7% в дальнее зарубежье и на 26% - в СНГ. Представитель Platts Саймон Торни комментирует это так: «Россия делает то, что должен делать нормальный производитель в ситуации, когда цены так растут: она продает все, что можно продать».
Поставка нефти на российские НПЗ в октябре сократилась на 2,6%. На розничных ценах ситуация практически не отразилась, но в оптовом звене стоимость нефтепродуктов, особенно дизельного топлива, все-таки растет.
«Хотя о плановых остановках заводов было известно, трейдеры не смогли к ним подготовиться и сделать запасы дизтоплива в сентябре, поскольку экспортеры перед повышением с 1 октября экспортных пошлин старались отправить максимально возможные объемы дизеля за рубеж» - поясняет гендиректор компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Алексей Бураков. Господин Бураков не исключает и роста цены на дизтопливо на АЗС, так как в Европе стоимость дизеля достигла рекордно высоких уровней, а на отечественных заправках почти не менялась два года.
Директор по развитию торговой площадки E-oil Юрий Волжанин отмечает, оптовая цена на бензин также росла, но не столь значительно, как в случае с дизтопливом. Спрос на бензин марки А-92 начал увеличиваться после 20 октября, и цены на него поднялись на 5%, пишет «КоммерсантЪ». Господин Волжанин подчеркивает, что дефицит бензина был локальным и после окончания ремонта на НПЗ ситуация улучшится. По прогнозам эксперта, максимальное увеличение цены на бензин может составить 5%. Тем более с 1 декабря 2007 года повышаются пошлины на нефть и компании могут направить на переработку дополнительные объемы сырья.
Несмотря на это Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже запросила у крупных НПЗ данные о плановых и фактических ремонтных и профилактических работах, приведших к сокращению объемов производства нефтепродуктов, заявил в пятницу начальник управления службы по контролю в сфере ТЭК Александр Пироженко. ФАС намерена выяснить «правомерность» снижения выпуска бензина производителями.
«Если будут выявлены несоответствия, будем выяснять, с чем они связаны и нет ли в этом согласованных действий. В случае если будет обнаружено нарушение закона, мы заведем дело», - сказал Пироженко. По его замечанию, на данный момент спрос на рынке нефтепродуктов существенно превышает предложение, поэтому будут проверены и трейдеры, которые могли «придержать» некоторые объемы топлива для спекуляции: «Если информация о ремонте и планируемом снижении была открытой, действия трейдеров - нормальное рыночное поведение, если закрыта - будем возбуждать расследование».