В корпоративной газете «Нефтяные вести» «Татнефть» сообщает о поступившем от Hyperion Resources предложении о совместной работе в Ираке. На встрече между делегациями «Татнефти» Hyperion американская компания заявила о том, что заключила меморандум с министерством нефти Ирака, который дает ей право на проведение работ в этой стране.
«Ряд нефтяных компаний обращались к нам с предложением стать партнерами, но мы бы хотели начать обсуждение совместных работ в Ираке с компанией «Татнефть», - заявил Альберт Хаддлстон, председатель совета директоров. Пока подписан лишь протокол о намерениях, в котором не оговорена конкретная форма сотрудничества, отметил Рустам Рафиков, представитель «Татнефти».
«Татнефть», участвующая в различных проектах в арабских странах, ранее работала и в Ираке, выполняя сервисные работы для Северной нефтяной компании Ирака по бурению 45 скважин для иракского партнера, однако в марте 2003 года была вынуждена прекратить работы в связи с началом военных действий.
Техасская компания Hyperion Resources, будущий партнер «Татнефти», в июне выиграла контракт на строительство в Южной Дакоте НПЗ мощностью 20 млн тонн для переработки канадских высоковязких нефтей, чем и привлекла внимание. Стоимость проекта - $8 млрд
Пока не решено, когда может быть определена форма сотрудничества, пока не решено. Однако в любом случае сотрудничество не может быть регламентировано до утверждения нового иранского закона о нефти, в том числе регламентирующего работу зарубежных компаний в стране. Как пишет http://kommersant.ru/, закон должен был быть одобрен еще в сентябре, однако до сих пор находится на рассмотрении парламентского комитета по энергетике. Затяжка препятствует также ЛУКОЙЛу: получившая еще в 1997 году право на разработку месторождения Западная Курна-2 на условиях СРП, от которого впоследствии отказалось правительство Саддама Хусейна, нефтяная компания без закона не может определить свой статус в проекте. В сентябре глава МИД Ирака Хошияр Зибари предложил ЛУКОЙЛу принять участие в новом тендере, но, учитывая уже сделанные инвестиции, с определенными преференциями.
«Формально Ирак никого пригласить к себе не может, - отмечает аналитик RusEnergy Михаил Крутихин. - Тем не менее у российских компаний есть преимущество перед другими, при Саддаме Хусейне они вели геологоразведку на территории Ирака. Для «Татнефти» выход на иракский рынок был бы хорошей новостью, у нее большой опыт работы на сложных месторождениях, а учитывая, что в России частным компаниям вкладываться уже некуда, компания ищет возможности инвестиций за рубежом». Начальник отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталья Мильчакова, наоборот, считает, что основную стоимость «Татнефти» дают проекты в России, а Ирак - это «скорее имиджевый проект», который подчеркнет статус «Татнефти» как международной компании.