Транскредитбанк (ТКБ), являющийся дочерней компанией РЖД, на прошлой неделе подал заявку на покупку бумаг Новороссийского морского торгового порта (НМТП), сообщил председатель правления банка Сергея Пушкина. По его словам, акции НМТП приобретаются в интересах РЖД, так как, скорее всего, спустя несколько месяцев ТКБ перепродаст пакет госмонополии.
ТКБ намерен купить более 5% акций по цене, близкой к верхней границе диапазона. В конце нынешней недели частные акционеры НМТП собираются продать на ММВБ, в РТС и на LSE до 20% акций порта. Стоимость компании перед IPO была оценена в $3,9-4,9 млрд. Значит, на покупку 5% ТКБ может потратить от $195 млн до $245 млн, пишут «Ведомости». Необходимую сумму для сделки банк изыщет из собственных средств, говорит Пушкин.
Аналитик «Ренессанс Капитала» Эдуард Фаритов считает, что покупка одним инвесторов четверти размещаемого пакета - это очень большая заявка: для андеррайтеров и акционеров столь крупный покупатель гарантирует закрытие книги с переподпиской. Поскольку покупатель готов платить цену, близкую к максимальной, то и другие инвесторы могут скорректировать свои предложения. В том, что НМТП разместится по верхней границе диапазона, эксперт почти не сомневается, так как в пятницу капитализация порта в RTS Board превысила $4,6 млрд, за неделю увеличившись на $1 млрд.
По словам менеджера монополии, РЖД не ограничится лишь этой сделкой, и она уже ведет переговоры с правительством о передаче 20% акций порта. РЖД уже пыталась получить госпакет НМТП, предлагая оплатить его допэмиссией своих акций. Росимущество идею одобрило, но Минтранс тогда был против, и его позиция нисколько не изменилась.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев напоминает, что вице-премьер Александр Жуков возглавляет совет директоров РЖД, поэтому шансы монополии стать владельцем госпакета высоки. Заблаговременная покупка 5% акций подчеркивает уверенность РЖД в положительном исходе вопроса. Гуриев отмечает, что блокирующий пакет акций НМТП даст монополии возможность участвовать в управлении портом и его развитии. Эксперт говорит, что монополия хочет диверсифицировать бизнес, и покупка доли в крупнейшем порте страны вполне вписывается в эту концепцию.