Подписанное вчера соглашение правительства с производителями продовольствия и розничными торговцами, призванное остановить инфляцию в России, будет действовать до 31 января 2008 года и может быть продлено. Поставившие свои подписи обязаны зафиксировать отпускные и розничные цены, сложившиеся на середину октября. Помимо этого, им необходимо снизить торговую наценку до 10%.
Соглашение касается хлеба черного и белого, молока не менее 1,5% жирности, кефира не менее 1% жирности, масла и подсолнечных яиц. В документе не указаны предельные цены, а также не предусмотрены санкции за неисполнение, кроме того, каждый желающий, написав заявление за 10 дней, может добровольно выйти из соглашения.
ФАС признала проект соглашения законным: возможности устранить конкурентов у участников соглашения не появляется, а заключают его торговые организации и поставщики, доли которых на федеральном рынке не превышают 20% (ст. 12 о защите конкуренции). Эта статья не применима к соглашениям о поддержании цен: запрет на такие соглашения, введенный ст. 11, абсолютен, полагает партнер DLA Piper Игорь Паншенский, и до сих пор ФАС исходила из того, что запрет на такие соглашения не имеет исключений, пишут «Ведомости».
Недополученный доход компании собираются компенсировать более грамотной работой с издержками или за счет ужесточения контроля наценок дистрибуторов.
Директор по корпоративному развитию «Юнимилк» Павел Исаев заявил, что подписанный документ призван скорее психологически воздействовать на потребителя, нежели принести реальную финансовую пользу.
Лев Хасис, главный исполнительный директор X5 Retail Group, отмечает, что рост объема продаж, вероятно, поможет компенсировать убытки. Замгендиректора сети «Мосмар» Семен Слуцкий и вовсе не видит особого ущерба от применения этих мер, отмечая, что есть и другие продукты, на которых можно зарабатывать деньги.
Андрей Верхоланцев, представитель «Антанты Капитал», считает, что в декабре объем продаж традиционно повышается, а известие о фиксации цен наверняка повлечет спрос покупателей, вследствие чего ритейлеры получат двойную выгоду. Давид Якобашвили, председатель совета директоров ВБД, наоборот, отмечает, что соглашение не дает ни роста капитализации, ни роста продаж: «Мы взяли на себя ответственность и подписались под убытками».
Наталья Загвоздина из «Ренессанс Капитала» уверена, что фиксация цен никак не скажется на прибыли крупных сетей, так как наценка на низкомаржинальные товары у них и так не превышала 10%. Кроме того, она считает, что сети могут даже получить дополнительную прибыль, повысив цены на другие товары, так как перед новым годом россияне обычно «покупают не крупы и хлеб, а искру с шампанским». Представитель «УРАЛСИБа» Андрей Никитин заявляет, что могут пострадать мелкие производители, так как для сохранения прибыли они сократят производство нерентабельных товаров, что повлечет за собой сокращение предложения товаров, цены на которые зафиксированы.