Возможно, что Россия откажется от поставки своей нефти в Китай по трубопроводу, отдав предпочтение железнодорожному транспорту.
Какой из вариантов будет взят на вооружение - зависит от исхода соперничества между компанией "Транснефть" и акционерным обществом "Российские железные дороги" (РЖД). Сыграют роль и дополнительные условия, которые согласуют между собой российская и китайская сторона, пишет Би-би-си.
Еще в 2003 году правительство России одобрило строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с ответвлением на Китай. Этот проект был подтвержден в ходе визита российского лидера Владимира Путина в Пекин в марте этого года.
"Транснефть" и китайский нефтяной концерн CNPC подписали протокол о намерениях в области проектирования и строительства отрезка нефтепровода до границы КНР на деньги Пекина. По этой секции трубы должно было перекачиваться до 600 тыс. баррелей сырья в день.
Между тем, источник в делегации, которая готовит в Пекине начинающийся в четверг визит российского премьера Михаила Фрадкова, сообщил газете "Ведомости", что Москва для выполнения своих обязательств прибегнет к услугам железных дорог. По данным издания в минпромэнерго России ведется сопоставление эффективности двух маршрутов.
Не исключил варианта в пользу РЖД и глава минэкономразвития Герман Греф. "Если это будет более выгодно, чем труба, то это возможно", - сказал он в среду журналистам в китайской столице. Но "пока планируется трубопровод", добавил министр.
Пекин заинтересован в трубе
В настоящее время РЖД ежедневно доставляет в Китай до 200 тыс. баррелей нефти-сырца. Компания настаивает, что должна оставаться основным поставщиком, так как уже инвестировала сотни миллионов долларов в развитие железнодорожных магистралей в регионе.
"Транснефть", со своей стороны, утверждает, что ее вариант доставки обойдется гораздо дешевле. Это подтверждают многие эксперты.
В прошлом году Россия поставила Китаю около 8 млн. тонн нефти, в то время как CNPC готова получать до 15 млн. тонн.
Поставки нефти в Китай цистернами будут рентабельны только в том случае, если РЖД сделает нефтяникам скидку 30-40%, отмечают "Ведомости" со ссылкой на шефа московского бюро агентства Argus Media Александра Ершова.
По данным аналитика, перевозка нефти по существующим железнодорожным веткам чрезвычайно дорога. Перевозка одной тонны сырья составляет от 42 до 66 долларов, в то время как стоимость прокачки его по новому трубопроводу составила бы 38 долларов.
РЖД никак не комментирует эти цифры, а "Транснефть" заявляет, что переговоры о строительства нефтепровода с китайской стороной продолжаются.
Поводом для возникновения идеи о поставках нефти в цистернах возникла, по всей видимости, в связи с опасениями Москвы, построив трубопровод, попасть в зависимость от единственного покупателя.
С другой стороны, нефтяная труба на китайской территории позволила бы Пекину контролировать потоки топлива к тихоокеанскому побережью и далее - в Японию.
"Ведомости" полагают, что Китай будет настаивать на строительстве нефтепровода, предлагая России в обмен различные "бонусы". Речь может идти, в частности, о государственных закупках продукции российского авиапрома и машиностроения.
Все идет к тому, что визит Фрадкова в Пекин будет сопровождаться не только подписанием заранее заготовленных соглашений, но и торгом по поводу способа поставок нефти.