Для российских компаний стало хорошим тоном проводить размещение акций на западных биржах. Однако многие российские бизнесмены не до конца отдают себе отчет, что любые темные пятна в корпоративной истории неизбежно всплывают при выводе акций на мировые рынки.
Не стала исключением российская независимая газовая компания «НОВАТЭК». После того, как ее владельцы объявили о своих планах на IPO, наружу всплыли все прежние и нынешние претензии к компании от ее партнеров.
Больше всего претензий сейчас вызывает недавняя сделка «НОВАТЭКа» по продаже 66% акций одной из своих дочерних структур нефтяной компании "Геойлбент". По информации «Дни.ру», акции были проданы за 170 млн. долларов, но теперь сразу в нескольких российских и международных судах компании придется доказывать правомерность этой сделки.
Акции "Геойлбента" выставлялись на открытом тендере, и его неудачливых участников теперь интересует: почему победителем стала компания, предложившая минимальную цену. Среди покупателей были крупнейший французский банк "ВНР-Парибанк", предложивший $200 миллионов, и российская инвестиционная компания "Велес капитал", объявившая цену в 250 миллионов. Впрочем, если они и намерены оспаривать итоги тендера в суде, то им еще предстоит дождаться своей очереди.
Первым в суд подала инвестиционная компания Broadwood Trading & Investments Ltd (BTI). Именно эта компания по российскому законодательству обладает приоритетным правом на выкуп доли "Новатека" в "Геойлбенте", поскольку владеет оставшимися 34% акций. Поскольку ее права были нарушены, то теперь она намерена защищать их в суде. На основании ее иска суд Старопромысловского района Грозного своим постановлением уже вторично заморозил фактически, совершенную сделку по продаже доли "Геойлбента". А компания "Транснефть" в обеспечение решения суда перекрывала доступ к трубопроводам и "Геойлбенту", и "НОВАТЭКу". Это, кстати, уже второе судебное решение против продажи "Геойлбента". Ранее районный суд Ставропольского края уже запретил эту сделку по иску компании BTI.
Впрочем, и BTI может оказаться не самым главным истцом в этой истории. Дело в том, что проданные акции находятся в залоге у Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), у которого "НОВАТЭК" в свое время взял кредит. Об их продаже в банке узнали из газет. Поскольку продажа залога нарушила условия кредитного договора, то в ЕБРР не только заморозили кредитную линию "НОВАТЭКу", но и готовят теперь документы в суд, который опять же может признать сделку о продаже акций не действительной.
Если претензии о проведении тендера по продаже акций и могли еще остаться внутренним российским делом, то претензии BTI и уж тем более ЕБРР грозят "НОВАТЭКу" международным скандалом, который не может не отразиться на размещении акций компании на западных биржах.
Трагическую нотку в этот скандал способен добавить и недавний отказ французской нефтегазовой корпорации "TOTAL" покупать 20%-й пакет акций "НОВАТЭКа". О сделке стороны договорились еще год назад, однако антимонопольное ведомство до сих пор своего разрешения не дало, мотивируя необходимостью дождаться завершения реорганизации структуры "НОВАТЭКа". А руководство "НОВАТЭКа" так и не смогло определиться с ценой пакета, постоянно повышая его стоимость. Эксперты разнятся в мнениях относительно подоплеки подобного поведения «НОВАТЭКа». Но, как бы то ни было, но срыв контракта с "TOTAL" в любом случае станет отрицательным сигналом для рынка.
Дополнить картину неприятностей постигших "НОВАТЭК" остается лишь сообщением о недавних обысках с выемкой документов в офисах компании в Москве, Салехарде и Самаре. Наблюдатели связывают случившееся с исками прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу так называемого Регионального фонда развития Ямала, к работе которого был причастен "НОВАТЭК". Фонд, учрежденный администрацией округа, был владельцем небольшого пакета акций компании, но год назад продал его "Внешэкономбанку". Примечательно, что один из владельцев «НОВАТЭКа» - Иосиф Левинзон – был вице-губернатором ЯНАО. Таким образом, можно говорить, что фонд находился у него в некотором подчинении, а, следовательно, у прокуроров могли возникнуть к господину Левинзону интересные вопросы, например, об использовании служебного положения. Скорее всего, так оно и было – именно поэтому, по информации «Ведомостей», он был вынужден покинуть пост вице-губернатора.
Вся эта история дает некоторую надежду на то, что российский рынок, наконец, вступает в цивилизованную фазу своего развития. Становится, очевидно, что нарушение законов и пренебрежение договорами с партнерами становится экономически не выгодно владельцам компаний. Владельцам "НОВАТЭКа" еще долго придется доказывать свою правоту в судах. Вне зависимости от их исхода, сам факт конфликтов вокруг компании не прибавит ей рыночной стоимости. По разным оценкам, «НОВАТЭК» уже сейчас ежедневно теряет около миллиона долларов только из-за судебных санкций связанных с исками BTI.