На перспективы российских нефтегазовых компаний негативно влияют растущий риск государственного вмешательства, а также неопределенность относительно уровня денежных потоков компаний при колебаниях мировых цен на нефть, говорится в отчете, опубликованном агентством Standard & Poor's.
Аналитики Standard & Poor's отмечают, что, несмотря на наличие у нефтегазового сектора России ряда сильных сторон - доказанные запасы превышают 50 млрд баррелей, а на огромных территориях разведка еще только предстоит, участникам отрасли приходится работать в сложных условиях, прежде всего, из-за непрозрачности и непредсказуемости в сфере законодательства, регулирования и корпоративного управления.
Как указывается в отчете, будущее российских компаний зависит от политики государства, стремящегося укрепить свой контроль над этим ключевым сектором, и растущим интересом ведущих нефтяных корпораций мира.
Поэтому при анализе кредитоспособности контролируемых государством компаний S&P будет искать ответ на вопрос о том, улучшатся ли кредитные характеристики этих компаний вследствие более мощной господдержки или, наоборот, государство усилит давление на эти компании, подталкивая их к вложениям в крупные и потенциально экономически не обоснованные проекты. Для частных нефтегазовых компаний риск госвмешательства создает угрозу резкого падения кредитоспособности, как показала ситуация вокруг НК "ЮКОС".
"С другой стороны, недавняя тенденция к росту прямых инвестиций со стороны международных нефтяных компаний имеет позитивный характер, - добавила аналитик Елена Ананькина. - Тем не менее, прямые иностранные инвестиции сталкиваются с такими препятствиями, как сложная политическая обстановка, низкое качество корпоративного управления и рост националистических настроений".
Отчет также показывает, что российские нефтяные компании в большей степени зависят от колебаний мировых цен на нефть, чем их иностранные конкуренты, прежде всего из-за транспортных ограничений экспорта и более высокого уровня полных издержек. Большая часть полных издержек на добычу и транспортировку российской нефти устанавливается правительством в виде экспортных пошлин, налогов и транспортных тарифов, взимаемых принадлежащими государству инфраструктурными компаниями.