По оценкам специалистов, почти треть российского бюджета формируется за счет таможенных поступлений. В то же время, не секрет, что по уровню коррумпированности эта отрасль занимает одно из первых мест. По некоторым данным, ежегодный оборот всего теневого таможенного рынка составляет порядка 20 млрд долларов. Преобразование «старой» таможни в Федеральную таможенную службу ставило своей целью, в том числе, и борьбу с коррупцией, однако организационные перестановки ситуацию кардинально не изменили. Чего стоит одна только Домодедовская таможня и ее начальник Алексей Попов, только лишь за последние месяцы неоднократно привлекавшие к себе внимание правоохранительных структур.
История появления г-на Попова на своем нынешнем посту весьма примечательна. В свое время он начинал карьеру в качестве водителя председателя ГТК. Затем пошел вверх по служебной лестнице, став начальником акцизной таможни, начальником Западной таможни, начальником управления ГТК, 1 заместителем начальника Шереметьевской таможни, и, наконец, с августа 2002 года – начальником Домодедовской таможни. Ни на одном месте, кроме водительского, Попов больше года не задерживался.
За тот недолгий срок, в течение которого г-н Попов руководил Шереметьевской таможней, в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ – "неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". Суть дела заключалась в том, что на Шереметьевской таможне остановили гражданина США и изъяли у него полностью задекларированную валюту (не много не мало три с половиной миллиона долларов). Американец подал в суд, но, несмотря на положительный вердикт, деньги ему не возвращали. Тогда Попова и пытались обвинить в неисполнении решения суда, но спустя два месяца уголовное дело в отношении него по неким причинам прекратили.
Попов к тому моменту перебрался на Домодедовскую таможню, которая только за этот год уже несколько раз попадала в поле зрения прокуратуры. Так, 12.04. 04 московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте направила Попову представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях. Как следует из текста, «к числу наиболее распространенных нарушений, допускаемых должностными лицами таможни в процессе применения норм КоАП РФ, относятся нарушения установленных законом процессуальных сроков и порядка производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях». В ответ на обвинения в волоките начальство таможни исправно отчиталось перед прокурорами: «Нарушения действительно имели место», так как «должностные лица не всегда осуществляли надлежащий контроль». «Лица» отделались легкими замечаниями генерала Попова.
Прокуроры не унимались. 27.04.04 все та же Московская региональная прокуратура направила Попову представление об устранении нарушений законодательства о госслужбе РФ (на Домодедовской таможне, как оказалось, принято руководить членами своей же семьи, чего в соответствии с законом «Об основах госслужбы РФ» делать нельзя), а 09.07.04 потребовала от Алексея Попова объяснений по поводу исполнения возглавляемым им ведомством законодательства, регулирующего таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления». Как следует из прокурорского документа, «анализ таможенного оформления ввозимых товаров в зоне деятельности Домодедовской таможни выявил ряд нарушений в документальном и фактическом контроле, в том числе при принятии решений на основании документов, которые не содержат достоверной и полной информации, позволяющей однозначно и полно идентифицировать ввезенный на таможенную территорию РФ товар». Как следует далее из этого документа, «в нарушение требований ст. 323 Таможенного кодекса РФ, ст. ст. 15,16 Закона РФ от 21.05.1993 года «О таможенном тарифе» должностные лица Домодедовской таможни при принятии решения о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости не истребуют необходимые документы, подтверждающие заявленные сведения, контроль наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов осуществляют не в полной мере». Недавно положение дел на Домодедовской таможне привлекло внимание журналистов "Собеседника". Журналистам стало известно, что несколько самолетов «Боинг 757-230» были оформлены в так называемый режим выпуска для внутреннего потребления. Однако налоги и таможенные пошлины за эти самолеты опоздали на срок до двух месяцев. Закон и инструкции ГТК требуют взимания штрафов в этом случае и начисления пеней - бюджет получил бы свыше 11 миллионов рублей. Но и тут генерал Алексей Попов отделался легким испугом.
Были отмечены и другие нарушения. Согласно указу президента № 484 (еще от 15 мая 1997 года) от госчиновников требуется предоставление сведений о доходах и имуществе. А в соответствии с другим указом № 640 (1998 год), сведения о доходах и справки о соблюдении ограничений должны приобщаться к личным чиновничьим делам. На Домодедовской таможне, естественно, этот порядок был нарушен, а в ответ на замечание прокурора со стороны руководства таможни последовали лишь обещания «улучшить работу».
Впрочем, вся эта «машина» функционирует не только и не столько благодаря господину Попову. Для понимания сути процесса следует разобраться, кто и как с ним сотрудничает.
Как удалось выяснить журналистам "Собеседника", предыстория вкратце такова. Два года назад бывший председатель ГТК Михаил Ванин назначил своим заместителем Бориса Гутина. Гутин начинал свою карьеру в качестве инспектора ОБХСС, потом удачно женился на дочери председателя правительства СССР Николая Рыжкова, пошел в гору. Потрудившись в КГБ в должности заместителя начальника отдела экономической контрразведки, Гутин через некоторое время (после отставки высокопоставленного родственника) оказался на таможне, а именно, в управлении по борьбе с таможенными нарушениями.
По информации из тех же источников, Гутин состоял в тесных деловых отношениях с очень известным в таможенных кругах бизнесменом Асадом Мехдиевым, под контролем которого находился десяток крупнейших таможенных терминалов. Особое внимание Мехдиев уделял авиаперевозкам, и аэропорт "Домодедово" просто не мог не попасть в поле его зрения.
Вышеупомянутый Алексей Попов стал звеном в этой цепочке. Он, в свою очередь, также поставил на ключевые посты "своих" людей, проверенных временем и прежними местами совместной службы. Так, таможенный пост "Аэропорт – Домодедово (пассажирский)" возглавляет Э. Кравцов, таможенный пост "Аэропорт – Домодедово (грузовой)" – А. Бушин.
До этого на территории аэропорта работало несколько организаций, занимающихся перевозкой товаров народного потребления. Свою деятельность они осуществляли через 4 терминала. С появлением "новой власти" весь поток грузов и их таможенное оформление идет через один склад – СВХ "Домодедово-терминал" (возглавил эту структуру человек Мехдиевым Виталий Качур). Таким образом, Мехдиев с Качуром "обрабатывают" в месяц до 300 бортов.
Совсем недавно данная группа предпринимателей снова оказалась в поле зрения органов. В первой половине сентября этого года следственным управлением ФСБ России было задержано 6 воздушных судов с товарами народного потребления, получателем которых является вышеупомянутый Качур. В результате взвешивания грузов было выявлено, что реальный вес прибывших товаров в 5-6 раз превышает заявленный документально. Руководители Домодедовской таможни всячески саботировали проведение проверки сотрудниками ФСБ, ссылаясь на отсутствие грузчиков, транспорта и необходимых, по их мнению, формальных документов у сотрудников ФСБ. По данному факту возбуждено очередное уголовное дело, в рамках которого перечисленным фигурантам придется отвечать на множество накопившихся вопросов.
Впрочем, учитывая богатый опыт общения и самого Попова, и его компаньонов с правоохранительными структурами, можно предположить, что и на сей раз неуязвимый генерал со товарищи выйдут сухими из воды. Очевидно, в этом кто-то очень сильно заинтересован.
Анна Козлова по материалам СМИ.