“Человек с рублем”, как прозвали в Израиле Леонида Невзлина, задумался о получении израильского гражданства в июле этого года, когда был арестован один из руководителей ТНК ЮКОС Платон Лебедев. Незадолго до этого по приглашению Иерусалимского университета Невзлин находился в Израиле. Тогда же он встречался с известными израильскими политиками, одним из которых был небезызвестный Натан Щаранский, занимающий ныне пост министра диаспоры. Именно Щаранский, как утверждают знающие люди, подал Леониду Борисовичу идею репатриации в Израиль.
Уже в начале сентября во время практически тайного посещения Израиля Невзлин написал заявление о предоставлении ему гражданства. Буквально одновременно с этим Щаранский позвонил замминистра МВД Браиловскому с требованием срочного созыва комиссии по предоставлению гражданства и положительного решения по Невзлину в течение нескольких дней, а не месяца, как того требует закон. Но израильский паспорт Леонид Невзлин смог получить лишь в начале ноября. Все это время в МВД продолжалась забастовка служащих, и уговорить профсоюзный комитет выдать паспорт важному репатрианту так и не удалось. В Иерусалиме все это время спокойно взирали на события вокруг ЮКОСа, считая их внутренним делом России. И лишь с предоставлением гражданства Невзлину скандал встряхнул и Землю обетованную. Депутат кнессета Колет Авиталь, председатель комиссии по репатриации, уже потребовала от МВД разъяснить обстоятельства дела Леонида Невзлина. По ее словам, “существует несомненная связь между расследованием дела ЮКОСа и получением гражданства Невзлиным, которое может быть лишь убежищем для защиты капитала владельцев нефтяной компании”. Не остался без внимания и Щаранский. Ходатайство министра было не совсем бескорыстным. Невзлин пожертвовал 1,5 миллиона долларов находящемуся под покровительством Щаранского Музею диаспоры. Щедрый подарок не мог остаться незамеченным и налоговым управлением, напомнившим Невзлину и другим выходцам из России, имеющим бизнес за пределами
страны, о том, что по новому закону любой гражданин, у которого есть за рубежом имущество или капитал в размере более 100 000 долларов, обязан в конце этого года подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Внимание налоговиков к Невзлину повысилось и после сообщений в прессе, что он обладает капиталом в 1,1 млрд. $ и что Ходорковский назначил его попечителем большей части активов ЮКОСа. Но, наверное, самое неприятное заявление для Невзлина прозвучало из уст советника Ариэля Шарона Ранаана Гисина, который заявил буквально следующее: “Получение израильского удостоверения личности Невзлиным не означает, что он автоматически будет защищен от экстрадиции в Россию при поступлении соответствующего запроса”. Израиль в отличие от европейских стран только в этом году выдал Москве нескольких своих граждан, совершивших преступления на территории бывшей родины. Согласно закону о возвращении, если выясняется, что человек, получивший гражданство Израиля, скрыл от властей, что против него заведено уголовное дело или он находится в розыске, — его гражданство аннулируется и он подлежит депортации.
По запросу МВД в Россию были депортированы москвич Андрей Журавлев, получивший израильское гражданство в 1999 году и обвиняемый в том, что был главой бауманской ОПГ. Совсем недавно эта участь постигла Геннадия Ягудаева, находившегося в федеральном розыске, и Владимира Файнберга, получившего гражданство 7 лет назад. Он обвинялся в краже из Национального архива в Санкт-Петербурге и контрабанде в Германию документов и царских реликвий на сумму 24 миллиона долларов. Правда, недоброжелательные выпады категорически отвергаются приближенными бывшего ректора РГГУ и председателя Российского еврейского конгресса. А сам Невзлин сообщил, что “Израиль для него ни в коей мере не является гарантом безопасности, а всего лишь местом, где он сегодня не чувствует антисемитизма в своем окружении”. Довод, конечно, не слишком веский — уж во что во что, а в преследование Невзлина в России по антисемитским соображениям верится с трудом. Сейчас рядом с Леонидом Борисовичем не только его жена Татьяна и 20-летняя дочь Марина, но и коллеги по работе Михаил Шестопалов, Владимир Дубов, Михаил Брудно. Трое последних находятся в стране в качестве туристов, и их виза должна скоро истечь. У них нет никаких шансов претендовать на израильское гражданство, и им придется либо возвращаться в Россию, либо перебраться в другую страну, сообщает Vlasti.net со ссылкой на Jewish.ru.