26 октября 2003 года. Переговоры о слиянии компании "ЮКОС" с конкурирующими компаниями "ExxonMobil" и "ChevronTexaco" временно приостановлены до выяснения судьбы Михаила Ходорковского, главы "ЮКОС", который был арестован в конце недели. Обе американские компании по-прежнему заинтересованы в этой сделке и в ожидании решения вопроса с арестом г-на Ходорковского продолжают анализировать свои шансы. "Данная сделка состоится, вопрос в том, когда", - сказал один из тех, кто посвящен в переговоры. Полагают, что переговоры с компанией "ChevronTexaco" достигли более продвинутой стадии, чем переговоры с "ExxonMobil".
По информации знающих людей, "ChevronTexaco" намерена создать с "ЮКОС" партнерскую структуру. Она также изучает возможность обмена авуарами с тем, чтобы получить доступ к запасам нефти и природного газа России. "ExxonMobil", якобы, хочет при любом варианте слияния иметь более сильный контроль, намереваясь приобрести до 40% акций "ЮКОС".
Однако быстрое заключение сделки маловероятно, пока г-н Ходорковский остается за решеткой. По заявлению Антона Дреля, адвоката г-на Ходорковского, ему предъявлены не только уголовные, но и "политические" обвинения. Г-н Дрель сообщил, что в числе семи уголовных обвинений против богатейшего человека страны по-прежнему фигурируют мошенничество и уклонение от уплаты налогов на сумму 1 млрд. долл. США.
Как рассказывают коллеги, бывшие с ним в самолете по прилете в новосибирский аэропорт «Толмачево», олигарх был готов к своему аресту. По рассказам очевидцев, как только самолет Ту-134 авиакомпании «Мередиан» приземлился в Новосибирске для дозаправки, он тут же был отправлен работниками аэропорта на дальнюю стоянку. Там самолет окружили несколько грузовиков с включенными фарами. Подъехали два автобуса с вооруженными людьми в камуфляже. Они ворвались в самолет с криками «ФСБ! Оружие на пол, будем стрелять!». Никто не стал бросать оружия по причине его отсутствия. В свою очередь группа захвата и не думала стрелять. К Ходорковскому подошел руководитель спецподразделения и сказал: «У нас предписание, вы должны пройти с нами». Ходорковский ответил: «Хорошо, пошли».
В общем-то, и так понятно, что этот арест Михаилу Ходорковскому был нужен. Ему ли не понимать, что на самом деле происходит? Наверняка, у нефтяного магната были все возможности достигнуть какого-то соглашения с властями. Однако по каким-то причинам он предпочел идти «ва-банк». Зато теперь, благодаря спецоперации по своему задержанию, он как бы оказался абсолютно прав. Ну, действительно, как это можно – арестовать уважаемого и влиятельного человека из-за такого пустяка? Так что сторонники олигарха сегодня могут с полным правом кричать: уж если с ним так, то с нами… Но в данном случае совершенно неважно, уважаемый человек Ходорковский или просто кто-то с улицы. Подчиняться закону должны все. А если представители закона в чем-то не правы, то у Ходорковского есть все возможности оспорить их действия в суде. И это-то и называется цивилизованной процедурой.
По сути дела, Генпрокуратура и ФСБ спасли «героическое» лицо Михаила Ходорковского, его имидж «борца с системой». Представьте, как бы он выглядел со своими громкими заявлениями и непримиримой позицией, если бы оставался на свободе, в то время как его компаньонов одного за другим отправляли бы на нары?
О том, к чему приведет арест М. Ходорковского, читайте здесь: Фарш невозможно провернуть назад, Арест олигарха, Олигархов подведет «личная непрозрачность»?