Как из нас куют "идеальных" потребителей

Описывая будующее, известный американский писатель Филип Дик изобразил "живую" рекламу, влетающую в окна, прилипающую к одежде, проникающую в сны. Естественно, что в придуманном им мире, наиболее доходными предприятиями были производители и продавцы убийц "живой" рекламы. Однако не прошло и трех десятков лет, как действительность превзошла все фантазии писателя-нонконформиста. Изучая сегодня возздействие рекламы, социологи готовы рвать на себе волосы.

Подростки мечтают о том, что видят, а видят они марки известных домов моделей и товары с определенным логотипом, которые следует приобретать. Называется это лого-обусловленность, и наступает она во все более раннем возрасте.

Нынешнее поколение тинейджеров (9-13 лет) становится целевой аудиторией рекламной индустрии. Давление на молодых потребителей колоссально. Привело это к тому, что в среде подростков носить модные туфли и ставший привычным рюкзачок уже недостаточно - теперь должны быть соответствующими объем губ и название школы, иначе ты аутсайдер, группа тебя не примет. "Дорогой Дед Мороз, подари мне грудь четвертого размера!" Это вовсе не реплика из комедийного сериала, а реальная жизнь, пишет итальянская Corriere della Sera, статью которой на русском публикует InoPressa.

Психолог Алиса Карт проанализировала этот феномен в своей книге "Поколение "Р": молодежь и влияние торговой марки". По ее данным, реклама превратила американских подростков буквально в зомби во всем, что касается потребления. Молодые люди готовы тратить заставляют родителей раскошеливаться на огромные суммы.

В последнее время одной из самых эффективных "площадок" для рекламы на эту аудиторию стали компьютерные игры. Это называется in-game advertising (реклама в процессе игры) - миллионы показов. На турнирах по виртуальному футболу на кромке поля устанавливаются реальные логотипы, а в виртуальных автогонках принимают участие Peugeot, Ford, Citroen, Subaru. Названия фирм повсюду - дети непрерывно поглощают рекламу. Производители говорят, что это делает игру более реалистичной.

Телевидение не может конкурировать с этой рекламой. Интерес к нетрадиционным средствам воздействия на потребителя настолько велик, что в настоящее время в качестве эксперимента реклама сбрасывается на мобильные телефоны. Кроме сферы видеоигр, рекламная индустрия захватила школы. Американские студенты подвергаются рекламному прессингу на спортивных площадках, увешанных логотипами, в учебных классах, в библиотеках. В 29 штатах школы заключили договор с фирмами Pepsi и Coca-Cola. Автор "Поколения "Р" свидетельствует: "Мальчик, который надел майку Pepsi, когда проходил спонсорский день Coca-Cola, был исключен из школы". Сейчас речь идет не только о рекламе - фирмы формируют модели поведения.

Одеваться, придерживаться диеты и развлекаться определенным образом - этого всего недостаточно. Подростки хотят быть похожими на героев компьютерных игр. Девушки, в частности, девушки хотят иметь пышную грудь и пухлые губы. "С 1994 по 2001 года число несовершеннолетних девушек, увеличивших свою грудь, возросло на 562%", -пишет Алиса Карт.

В США возросшие запросы привели к формированию "нового пролетариата". Чтобы изменить свое тело, американские девушки устраиваются на работу: 55% учащихся лицеев работают более трех часов в день. Они зарабатывают, чтобы иметь возможность покупать больше и больше.

Итальянские подростки тоже играют, и тоже тратят, но все расходы ложатся на плечи пап и мам. "Одержимость маркой сделала их взрослыми, и теперь они должны менять свое поведение, - полагает эксперт по проблемам семьи из университета Турина. - А вообще, в семье, в школе, в бассейне, в компании необходимо приветствовать нонконформизм".

В России, конечно, несколькое иная экономическая ситуация и совершенно несравнимая покупательная способность населения. Однако те же самые процессы уже можно наблюдать у нас. Другой вопрос, что позволить себе осуществлять модель престижного потребления может от силы 15% населения. Но реклама затрагивает и остальных. А поскольку вписаться в навязываемые рамки у них нет никакой возможности, то они невольно чувствуют себя несчастными. И начинают задумываться о том, что в таком положении вещей кто-то должен быть виноват.

Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ресурсы
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Недвижимость
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи