Нежелание главного российского авиаперевозчика кампании "Аэрофлот" испотзовать пассажирские самолеты отечественного производства давно известно и, в общем-то, легко объяснимо. Производимые в России самолеты давно морально устарели, не соотвествуют европейским стандартам безопасности, но при этом по стоимости практически сравнялись с зарубежными аналогами. Разговоры о появлении на конвейерах отечественных самолетов нового поколения пока так и остались разговорами. Причина банальна - нет денег. Однако лоббисты авиапрома не оставляют надежды через правительство заставить "Аэрофлот" оплатить постройку производимых российскими авиазаводами аэробусов.
"Аэрофлот" и лизинговая компания "Ильюшин Финанс" после года судебных разбирательств договорились о лизинге шести самолетов Ил-96-300. Гендиректор "Ильюшин Финанса" Александр Рубцов заявил "Интерфаксу", что компания готовая отозвать свой иск "в том случае, если "Аэрофлот" одновременно отзовет свою кассационную жалобу".
По данным "Ведомостей", договор о лизинге уже согласован: "Аэрофлот" согласился использовать отечественные самолеты, значительно сбив цену за них. Газете об этом сообщил гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Платежи за каждый Ил-96 составят около 300 тыс. долларов в месяц, а самолеты будут с модернизированными салонами, но без спутникового интернета и телефонной связи.
Соглашение о поставке шести самолетов Ил-96-300 авиаперевозчик и лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" заключили еще в 1999 году, но оно так и не начало выполняться. В первоначальном документе были указаны ежемесячные лизинговые платежи в 350 тыс. долларов за один дальнемагистральный лайнер, но в ноябре 2002 года. "Ильюшин Финанс" представила "Аэрофлоту" новый проект договора, в котором лизинговая ставка выросла до 500 тыс. долларов.
Компания объяснила это повышением требований самого авиаперевозчика к оснащению самолета техникой и к отделке салона. "Аэрофлот" посчитал новые условия невыгодными, и в декабре 2002 года "Ильюшин Финанс" обратилась в московский арбитражный суд с требованием обязать авиакомпанию заключить договор лизинга самолетов. А весной этого года НРБ, крупный акционер компании "Ильюшин Финанс", стал и крупным акционером "Аэрофлота". Сейчас банк созывает собрание акционеров авиакомпании, чтобы переизбрать ее совет директоров.
Суд 23 апреля признал требования "Ильюшин Финанс" законными, апелляцию "Аэрофлот" проиграл, и в понедельник, 6 октября, должна была рассматриваться его кассационная жалоба.
ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" - крупнейший в стране авиаперевозчик. Государству принадлежит 51,17% акций авиакомпании, группе Национального резервного банка (НРБ) - около 30%. ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) - лизинговая компания, 44% принадлежит НРБ, 46% - государству, 10% - частным лицам (по данным компании).