Новое время рождает новые песни. Сегодня в России нет общей государственной идеологии, насаждаемой повсеместно. Однако, похоже, мы без этого не можем. Методики советской пропаганды взяли на вооружение топ-менеджеры российских капиталистических корпораций. И хоть сами корпорации и живут по волчьим законам свободного рынка, среди их сотрудников царит дух, весьма напоминающий СССР времен расцвета застоя. Несколько дней назад группа скромных энтузиастов, скрывших свои истинные имена за маркой "Шаурма Records", выпустила сборник современной корпоративной музыки "Вольные песни счастливых племен". На компакт-диск поместилось 18 фирменных гимнов и рекламных музыкальных роликов общей продолжительностью 50 минут, сообщают "Дни.Ру".
На обложке, исполненной в манере современного капреализма, изображена слегка измененная скульптурная композиция Мухиной "Рабочий и колхозница": на шеях и колхозницы, и рабочего красуются строгие каменные галстуки. За их спинами на заднем плане возвышаются небоскребы с эмблемами известных корпораций. Издатели сборника сообщают, что "Вольные песни счастливых племен" - проект некоммерческий: компакт-диски распространяются бесплатно либо по себестоимости. Впрочем, бегать за организаторами и выклянчивать диски совершенно не обязательно, поскольку все треки сборника в формате MP3 выложены в свободном доступе на сайте www.kommunizm.ru/kapitalizm/.
Не боги, не герои – обычные таланты – Нас много по России, и скажем без прикрас: Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты, Святой корпоративный дух объединяет нас! (Песня к 10-летию общероссийской сети "Консультант Плюс", слова А. Соколова)
Пару слов о самом жанре русской корпоративной песни. С одной стороны, для ушей непосвященных, находящихся за пределами кьюбиклов данной конкретной корпорации со своим собственным фирменным гимном, этой музыки как бы и не существует: ее обычно не передают по радио, корпоративные клипы не транслируют по телеканалам, исполнители песни гимна фармацевтической компании Pliva Russia не ездят с концертами по стране. С другой стороны, этот жанр у нас есть. Кто-то эту музыку не только слушает, но и заказывает. Причем за свои кровные.
Мы ведь из Pliva – а это, поверьте, немало. Мы ведь из Pliva – а значит, до цели сумеем дойти! Время зовет, наполняйте дружнее бокалы, Время зовет, хорошо, что нам с ним по пути. (Гимн фармацевтической компании Pliva Russia, авторы слов неизвестны)
Когда компания встает на ноги, отряхивается, переезжает из полуподвального помещение в высотку на центральном проспекте, улаживает проблемы с налоговой и таможней, отдает последние почести менее удачливым конкурентам, обновляет старую и толстую секретаршу на более современную и эргономичную модель; когда деловые поездки в Прагу и Дюссельдорф начинают утомлять своей предсказуемостью; когда уголовное дело наконец-то закрыто, а официальное представительство в Берне - наоборот; когда овладевание контрольным пакетом акций очередного хлебобулочного комбината уже не доставляет того острого радости, случавшейся раньше, - вот тогда поседевший раньше времени человек встает из-за стола, подходит к окну на двадцать четвертом этаже, смотрит в хмурое столичное небо и понимает, что, действительно, не хлебом единым. На следующее утро секретарша начинает поиски кого-нибудь, кто может написать человеческий корпоративный гимн. Не такой, как у других. Хороший.
Дальний Восток, Украина, Сибирь, Псков, Воркута, Ашхабад, Анадырь, Питер, Москва – кто же здесь не бывал, Ведь наш УМЦ всю большую Россию собрал. (Гимн учебно-методического центра "Голицыно", слова Р. Гуцалюка)
Если как следует покопаться в памяти, оказывается, что причины появления на свет официальных офисных растут не из того места, где монетаристические интересы транснациональных корпораций пересекаются с зарубежными рекомендациями менеджеров по персоналу. Дело не в "корпоративном духе", не в "отстройке от конкурентов", не в "рабочих группах, ориентированных на достижение результата". Дело в том, что мы эти песни слушали все свое детство напролет.
Красавец-завод перед миром предстал, Мечты наши в явь превратились. И наши сердца здесь в горячий металл, В крылатый металл воплотились. (Гимн Братского алюминиевого завода компании "Русский алюминий", слова ООО "Музыкальная линия")
Просто раньше наши корпорации выглядели иначе. Люди мужественных профессий считали своими ладно собранные песни на профессионально-отраслевые темы, - другое дело, что для летчиков, монтажников-высотников, танкистов и полярников подобные песни сочинялись, а для дезодораторщиков сои и паяльщиков сеток и шинок на стекле - нет.
Партийцы, комсомольцы и пионеры пели про партию, комсомол, пионерию. Схожее деление происходило по территориальному признаку: мегаполисы никогда не могли пожаловаться на недостаток внимания к своим златым куполам (вариант - стенам древнего Кремля) со стороны сочинителей. Профессионально-территориальная тематика пронизывает и музыкальное творчество российских заключенных. Плюс армия вообще и Афганистан в частности. Плюс КСП. В конце концов, все нам нужно от времени объяснять окружающим, за что именно нас необходимо любить.
На востоке ли солнце встает, Иль в Рязани поют соловьи – Где "Протек" по России пройдет, Там встают филиалы твои. (Песня О Протеке", слова П. Заславца)
Русская корпоративная песня любовно сохранила народные традиции (вы услышите и КСП, и лагерный блатняк, и городской романс, и кучу всего остального), обогатив их современными ритмами зарубежной эстрады (ну куда ж без рэпа-то). И пусть у кого-то денег хватило только на заказ новых слов, а свистнутой мелодии было решено сэкономить, - не это важно.
Важно, что к апельсиновому соку, магнитным карточкам, фирменному стилю, ботинкам из хорошей кожи, дорогим и безвкусным галстукам, бизнес-ланчам, "советам директоров" по пятницам, ставке рефинансирования, клубным вечеринкам и прочим радостям жизни менеджеров среднего звена теперь добавилась и песня. Которую, как известно, "не задушишь, не убъешь".
Вы найдете нас везде – и в Самаре, и в Уфе, В Краснодаре и Сибири – мы везде, по всей России! Вы найдете нас везде, даже в дальнем уголке, В Казахстане, Украине, Белоруссии и России. (Гимн компании Т.Б.М., авторы слов неизвестны)
Вряд ли кто-то станет петь эти песни у костра или на кухне. Отыграв на паре торжественных мероприятий, они осядут в запасниках предприятия до следующего года - точно так же, как в моей школе раз в году вытаскивалась пластинка с "Бухенвальдским набатом". Но "Вольные песни счастливых племен" обязательно стоит прослушать - подряд, одну за другой, лучше - в пятницу вечером, сняв пиджак и ослабив на шее галстук. Потому что это такой же знаковый персонаж эпохи, как спирт Royal, акции АО "МММ" и картинка CNN, на которой красивые самолеты стирают в прах красивые многоэтажные здания.