16 сентября Сбербанк России заявил, что проводит запланированное техническое перевооружение процессингового центра, в связи происходит частичный отказ от проведения операций через банкоматы.
В частности банк устанавливает новый более мощный сервер, обеспечивающий повышенную производительность системы. При этом технические работы совпали с ростом числа операций снятия наличных через банкоматы, что привело к увеличению числа отказов от проведения операций.
Проблемы при общении с банкоматами Сбербанка стали явными во второй половине дня. Операции снятия наличных вдруг стали невозможными. При этом в квитанциях, которые исправно печатали «электронные ящики», указывалось, что остаток по данному карточному счету является нулевым. Держатели карт впадали в шоковое состояние и начинали подозревать массовое мошенничество или эффективную хакерскую атаку. Ситуацию усугубляло еще и то, что телефон «горячей линии» оказался фактически недоступным. Механический голос сообщал, что все операторы заняты, и предлагал перезвонить позднее.
Поначалу отказы связывались со сбоями в передающих сетях, либо с проблемами самих платежных систем. Однако, в частности, в московском представительстве Visa International журналистам заявили, что «у Visa технических проблем сегодня (16 сентября. – Авт.) не было, а то, что происходит со Сбербанком», к системе не имеет отношения.
Лишь поздно вечером пресс-служба Сбербанка распространила краткий пресс-релиз. В нем сообщалось, что «Сбербанк России проводит запланированное техническое перевооружение процессингового центра». Устанавливается новый, более мощный сервер, обеспечивающий повышенную производительность системы. С этим и связаны проблемы, благополучное разрешение которых ожидается в течение трех-четырех дней.
Управление общественных связей Сбербанка отметило также, что «период проведения технических работ совпал со значительным ростом операций снятия наличных через банкоматы». Естественно, о причинах такого роста интереса к извлечению хранящейся на карточных счетах наличности пресс-служба крупнейшего банка страны не обмолвилась ни словом. Можно, разумеется, предположить, что такой всплеск пользовательской активности связан с получением зарплат, начисляемых на карточные счета. Однако, по имеющейся у RBC daily информации, большинство зарплатных проектов Сбербанка можно отнести к стандартным. То есть деньги начисляются, как правило, в период с 1-го по 10-е число каждого месяца. Практика показывает, что зарплатные счета в основной своей массе опустошаются владельцами в первый день после начисления.
В Сбербанке, отмечая, что технические сложности привели «к увеличению числа отказов от проведения операций», всячески стремились преуменьшить масштаб затруднений. По сообщению управления общественных связей банка, «количество отказов составило менее 1% от общего числа совершенных сегодня (16 сентября. – Авт.) операций». В действительности же после закрытия филиалов Сбербанка в Москве (19:30 мск) снять свои деньги с карт оказалось в столице совершенно невозможно повсеместно. Более того, судя по сообщениям в СМИ, большинство банкоматов крупнейшего банка страны выключились «по техническим причинам» задолго до окончания рабочего дня во вторник.
Никто не спорит, модернизировать оборудование процессингового центра нужно, и делается это в интересах клиентов. Проблема состоит лишь в том, как с этими самыми клиентами в Сбербанке обходятся. Сложно предположить, что замена сервера стала полной неожиданностью для крупнейшего банка страны, в котором даже решение о покупке компьютера для одного филиала любого отделения согласовывается едва ли не на уровне председателя соответствующего территориального банка. Плановая операция могла бы стать куда менее болезненной для клиентов при соответствующем информировании в СМИ. Однако руководство Сбербанка либо не придало значения возможным последствиям приостановки обработки транзакций, либо положилось «на русский авось». А в результате из-под цивилизованной-вестернизованной личины показалась на минуту подлинная сущность крупнейшего банка России – «как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома».
Отдел финансовых рынков